Биологи из Великобритании выяснили, что определенные химические растворы способны поддерживать жизнедеятельность микроорганизмов при -80 ˚C.

Ученые долгое время считали, что жизнь не может существовать как при слишком низких, так и при слишком высоких температурах. В 80-х годах прошлого века, однако, были обнаружены экстремофилы — организмы, развивающиеся в экстремальных внешних условиях: к примеру, бактерии, обосновавшиеся неподалеку от подводных гидротермальных источников, переносят температуры до 120 ˚C. При этом сверхнизкие температуры все равно рассматривались как фактор, ограничивающий развитие микроорганизмов.

Авторы работы предположили, что так называемые хаотропные агенты (вещества, разрушающие трехмерную структуру клеточных макромолекул) должны противодействовать влиянию низких температур на мембраны клеток и сохранять воду вокруг микробов в жидком состоянии.

Сначала исследователи установили, что раствор глицерина приобретает хаотропные свойства при высокой концентрации последнего. Затем они провели эксперимент с четырьмя различными ксерофильными (предпочитающими сухие места обитания) грибками, рост которых проходил в присутствии хаотропных или противоположных по своему действию космотропных агентов.

При 30 ˚C все грибки чувствовали себя примерно одинаково, но с понижением температуры до 1,7 ˚C микроорганизмы, имевшие доступ к хаотропным веществам, развивались активнее, чем остальные. Около 60% спор грибков, обработанных космотропными растворами, не выдержало испытания температурой в -80 ˚C, тогда как в хаотропной группе погибло лишь 5% спор.

Эти результаты, по мнению ученых, свидетельствуют о необходимости расширить обитаемую зону — область пространства вокруг звезды, где условия благоприятствуют зарождению и развитию жизни, пишет compulenta. На многих планетах и их спутниках вполне могут находиться хаотропные вещества, что значительно снижает требования по температуре.

Полная версия отчета будет опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

MIGnews.com ссылка на статью