Анджей Вайда: "Если мы можем примириться с Германией, то сможем и с Россией"
(El Pais) Анджей Вайда признался, что был ошеломлен, когда его фильм показали российские телеканалы. «Мне показалось совершенно невероятным, когда его показали в прошлое воскресенье на государственном телеканале с многомиллионной аудиторией в прайм-тайм».
Недавний показ на российском телевидении фильма «Катынь» об истреблении польской военной элиты сталинской тайной полицией был расценен как беспрецедентный шаг навстречу Польше. Благодаря таким шагам создаются условия для нормализации отношений между Варшавой и Москвой, считает режиссер фильма Анджей Вайда, интервью с которым публикует испанская El Pai»s. «Все, что делает Москва, указывает на возможность примирения. Надеюсь, обстоятельства катыньского расстрела тоже скоро прояснятся. Если мы идем на примирение с Германией, то сможем примириться и с Россией, — полагает кинорежиссер. — Если Москва готова как-то пересмотреть то, что происходило в Советском Союзе, примирение с Польшей вполне реально».
Анджей Вайда признался, что был ошеломлен, когда его фильм показали российские телеканалы. «Я никогда не мог себе представить, что «Катынь» будет показана по российскому телевидению. Они приобрели фильм год назад, но я не думал, что они его покажут. В результате его показали на тематическом канале с небольшой аудиторией, но все-таки показали. Но мне показалось совершенно невероятным, когда его показали в прошлое воскресенье на государственном телеканале с многомиллионной аудиторией в прайм-тайм», — сказал режиссер в беседе с корреспондентом Кристиной Галиндо.
Анджей Вайда считает, что нельзя сравнивать с катыньской трагедией субботнюю авиакатастрофу под Смоленском: «Их нельзя сравнивать ни по числу погибших, ни по обстоятельствам их гибели. В 1940 году речь шла об убийстве, а во втором случае имела место авиакатастрофа», — сказал он.
Вайда, являющийся сторонником партии премьер-министра «Гражданская платформа», высказал мнение, что с приходом Дональда Туска на этот пост «политическая обстановка стала спокойнее»: «Теперь уже не преследуют людей за их коммунистическое прошлое. Мы стали ближе с Евросоюзом. Многое изменилось, но еще осталось что-то от прошлого, например Институт национальной памяти (Комиссия по расследованию преступлений против польского народа. — Прим. Ред.). Новой Польши пока нет». Надежду на полное обновление Вайда связывает со следующими выборами.
Источник: El Pais
14 апреля 2010 г. | 13:10
Кристина Галиндо | El Pais
*