О развитии государственно-частного партнерства (ГЧП) в России сегодня нельзя рассуждать однозначно: с одной стороны, курс на продвижение ГЧП официально объявило Правительство и Президент, после чего многие регионы стали формировать партнерство бизнеса и власти в различных отраслях. С другой стороны, некоторые города до сих пор упираются и консервируют давно назревшие экономические преобразования, предпочитая старые добрые, но при этом управленчески бессильные МУПы.

Термин «государственно-частное партнерство» вошел в обиход после того, как несколько лет назад Правительство России провозгласило развитие ГЧП наиболее эффективным способом управления социально-значимыми объектами инфраструктуры. В ответ на это партия «Единая Россия» выступила с инициативой разработать государственную программу «Чистая вода», одной из целей которой является создание благоприятных условий для привлечения частного бизнеса в коммунальное хозяйство.

На Международном инвестиционном форуме в Сочи в 2007 году президент страны Владимир Путин в очередной раз подчеркнул, что в «масштабных проектах модернизации ЖКХ будут широко использоваться возможности не только государства, но и частных инвесторов, причем с выгодой и для них самих и для государства».

Партнерство бизнеса и государства успешно зарекомендовало себя во всем мире. С конца 80-ых годов ГЧП занимает лидирующие позиции в ЖКХ, дорожном и жилищном строительстве многих стран. Совместными усилиями властей и бизнеса удалось завершить такие масштабные проекты, как строительство тоннеля под проливом Ла-Манш, Сиднейского портового тоннеля, моста Конфедерации в Канаде, национальных аэропортов в Гамбурге и Варшаве, Центрального парка в Нью-Йорке, отдельных веток лондонского метро. На постсоветском пространстве такая схема партнерства тоже реализуется. Например, в Армении «Ереванводоканал» находится в управлении частного оператора «Véolia Water». На Украине крупнейший частный оператор в сфере водоснабжения и водоотведения в России и СНГ – группа компаний «РОСВОДОКАНАЛ» — по договору концессии управляет имуществом водоканала Луганска.

В России примеры ГЧП можно найти в строительстве, комплексном освоении территорий, в сфере водоснабжения и водоотведения и других отраслях.

Так, консорциум «Воздушные ворота северной столицы» с 29 апреля станет полноправным оператором аэропорта «Пулково». В конце июня прошлого года консорциум выиграл конкурс на право эксплуатации аэропорта сроком на 30 лет с общим объемом финансирования в 1,2 млрд.евро. По словам губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко, в России «это первый столь крупный проект государственно-частного партнерства».

В марте Департамент жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края и ООО «Югводоканал» (дочернее предприятие ОАО «Евразийский») подписали концессионное соглашение сроком на 30 лет, в соответствии с которым компания будет реконструировать объекты водопроводно-канализационного хозяйства. На эти цели концессионер намерен затратить более 7,8 млрд. рублей.

ГЧП предполагает управление частной компанией совместно с муниципалитетом объектами города. Управление не подразумевает передачу в собственность: собственником имущества по-прежнему остается муниципалитет, а частная компания лишь арендует имущество и вкладывает средства в его модернизацию и ремонт. Так что рассуждать о том, нужно или нет ГЧП бессмысленно.

Однако в Самаре, где состояние водопроводно-канализационного хозяйства весьма плачевное, частный бизнес не пускают в ЖКХ. Объявленный муниципалитетом конкурс на право аренды МП «Самараводоканал» длится уже полгода. Это связано с многочисленными исками, которые подали в арбитраж отстраненные от участия в торгах компании. На этой неделе суд продолжит рассмотрение жалоб.

В случае возобновления конкурсных процедур в них будут участвовать четыре компании, три из которых – крупные частные операторы: ОАО «Российские коммунальные системы», ОАО «Евразийский» и группа компаний «РОСВОДОКАНАЛ». Все они не первый год работают на рынке водоснабжения и водоотведения, вкладывая миллиардные средства в модернизацию и ремонт водопроводно-канализационных сетей. Самара может стать очередным городом, где будет развиваться государственно-частное партнерство, возможно, при участии одной из трех вышеупомянутых компаний. Но это станет известно, если все судебные процессы завершатся, и торги продолжатся.

Игорь Родионов.

Волжская Заря от 13.04.2010

*