Уголовное дело против саратовского губернатора Дмитрия Аяцкова прекратилось так же внезапно, как и возникло. Вчера Генпрокуратура объявила, что областной прокурор, обвинивший Аяцкова в должностных преступлениях, поторопился. Эксперты уверены, что сигнал отбоя был дан из Кремля.

Вчера Генеральная прокуратура закрыла уголовное дело против Аяцкова. Оно было возбуждено 13 мая прокурором Саратовской области Анатолием Бондаром, который обвинил губернатора в превышении должностных полномочий. Прокурор вменил Аяцкову в вину то, что в 2001 г. тот незаконно заплатил из бюджета области около $8 млн «зависших» после дефолта 1998 г. таможенных пошлин за партию комбайнов Case, купленных администрацией области для одного из своих ГУПов. А 17 мая Аяцкову было предъявлено обвинение еще и в злоупотреблении полномочиями. В случае обвинительного приговора губернатор мог отправиться за решетку на срок до 10 лет. Бондар взял с Аяцкова подписку о невыезде и даже пообещал арестовать губернатора, если тот будет мешать следствию. Прокурор также публично пообещал проверить другие эпизоды деятельности губернатора.

Аяцков приказал своим чиновникам помогать следствию и в понедельник ушел в бессрочный отпуск до окончания расследования.

«В связи с публикациями СМИ» дело Аяцкова было истребовано в Москву, рассказывает сотрудник управления Генпрокуратуры. По его словам, в столице выяснилось, что Бондар поторопился и «не провел все необходимые проверки финансово-хозяйственной деятельности администрации области и учрежденных ею структур». В итоге Генпрокуратура решила закрыть дело и направить его материалы на дополнительную проверку в свой отдел в Приволжском федеральном округе.

«Восторжествовали закон и правда», — заявил вчера Аяцков. По его мнению, это дело возникло вследствие «ошибок и амбиций отдельных чиновников». В прокуратуре Саратовской области о закрытии дела узнали от корреспондента «Ведомостей» и от комментариев отказались. Зато в администрации области, похоже, располагали информацией о принятом в Москве решении заранее, поскольку еще вчера днем и. о. губернатора Владимир Марон объявил, что Аяцков выйдет из отпуска в следующий понедельник.

Конфликт между Аяцковым и прокуратурой длится давно, при этом Бондар опирался на поддержку генерального прокурора Владимира Устинова, рассказывает источник в администрации президента. Губернатор открыто обвинял Бондара и Устинова в своих неприятностях и намекал на причастность к возбуждению дела своего бывшего заместителя, а ныне вице-спикера Госдумы Вячеслава Володина.

Президент Института национальной стратегии Станислав Белковский говорит, что «ряд фигур в администрации президента» лоббировали «показательную порку» руками Генпрокуратуры нескольких губернаторов. По мнению Белковского, в их число попал и Аяцков, преемником которого должен стать Володин. Чиновник из администрации президента утверждает, что дело против Аяцкова заводилось с целью «убедить» его отказаться от участия в выборах. Впрочем, Володин свою заинтересованность в «деле Аяцкова» категорически отрицал.

Закрытие уголовного дела против Аяцкова может означать отказ Кремля от использования прокуратуры против губернаторов, полагает Белковский. «Но это только смена тактики, скорее всего, от планов смещения того же Аяцкова они не откажутся», — утверждает политолог. А Ростислав Туровский из Центра политических технологий считает, что Генпрокуратура протрубила отбой, так как Кремль решил не осложнять отношения с губернаторским корпусом, напуганным активностью прокуроров.

Источник в администрации президента считает, что закрытие уголовного дела против губернатора может ослабить позиции Вячеслава Володина в Саратовской области. «Сейчас у него рейтинг [как потенциального кандидата в губернаторы] 45% , а у Аяцкова — 10% , — говорит чиновник. — Аяцков теперь хорошенько отпиарится на теме победы над прокуратурой и его рейтинг, скорее всего, вырастет». Но политконсультант Олег Матвейчев уверен, что, хотя имидж Володина от этой истории пострадал, Аяцков уже не сможет вернуть себе былую популярность у жителей региона. «Тема уголовного дела раскручена, и избиратели уже не забудут, что губернатора обвиняли в преступлении», — считает политконсультант.

Виталий Иванов Алексей Никольский

Ведомости 21 мая 2004 №85 (1125)

Ведомости

*