Озеро Маныч в Ростовской области — зона экологической катастрофы. Люди убили озеро, и оно отплатило им. В его соленых водах больше нет жизни. Оно разрушает здоровье местных жителей. Оно грозит погубить Дон.

Мертвое дно мертвого озера. Исконным именем Маныч-Гудило уже почти не называют. Это раньше оно манило людей, поэтому и называлось Маныч. Теперь приходить сюда практически перестали. Рассказы старожилов, что когда-то в Маныче в день вылавливали по сто тонн одной тарани, теперь звучат как легенды. В подтверждение которым — лишь развалины бывших рыболовецких цехов и охотничьих баз.

В 1980-х годах реки, впадавшие в озеро, решили пустить на орошение полей и рисовых чеков. Маныч огородили дамбами, превратив в огромную запруду – 150 километров длиной и 20 шириной. За четверть века без пресной воды озеро засолилось даже больше, чем Мертвое море. 40 промилле — две столовые ложки соли на литр манычской воды. Выжить в этом концентрированном солевом растворе просто невозможно.

«Идет постоянное засоление озера. Созревает экологическая бомба, и рано или поздно она взорвется», — говорит глава администрации Орловского района Ростовской области Юрий Лопатько.

Сначала погибла рыба, вслед за ней с берегов исчезли водоплавающие птицы, остались лишь некоторые степные. Табуны диких лошадей, со времен Чингисхана живущие на островах Маныча, — одни из немногих животных, сумевших выжить. Раньше летом, когда источники на островах пересыхали, лошади пили воду из озера. Теперь егерям приходится сооружать искусственный водопой.

«Лошади заходят в воду и не пьют, потому что она очень соленая, а просто стоят и через кожу пытаются в себя воду взять», — рассказывает госинспектор заповедника «Ростовский» Александр Мирошников.

Просоленная земля, избыток соли в воздухе, даже дожди соленые. Хотя никто и не объявлял официально земли вокруг Маныча мертвыми, но люди сами стараются уходить отсюда. Все знают: чем ближе к озеру живешь, тем больше шансов заболеть.

«Идет испарение огромного количества соленой воды. Естественно, мы всем этим дышим. Отсюда патологии мочеполовой системы, также мы значительно превышаем областные показатели по онкопатологиям», — рассказывает главный врач Орловского района Наталья Корнеева.

Убив все живое в своих водах, Маныч теперь угрожает нижнему течению Дона. Плотины и дамбы за 20 лет обветшали настолько, что любой паводок или наводнение могут стать для них последними.

Основная Новоманыческая плотина фактически разделяет два водных мира: мертвый — озеро Маныч-Гудило, от живого — реки Егорлык. Если вода из озера когда-нибудь попадет в реку, то все живое вниз по течению будет убито солью.

Как возродить Маныч и предотвратить еще большую экологическую катастрофу, сейчас решают ученые Академии наук.

«Есть несколько направлений. Можно увеличить сброс воды по реке Средний Егорлык, увеличить сброс пресной воды по реке Калаус и ликвидировать плотины, которые не допускают паводковые воды. Но для всего этого нужна общефедеральная программа. Один субъект федерации это не потянет», — убежден советник председателя президиума Южного научеого центра РАН Али Удзенов.

Впрочем, даже после опреснения озеру потребуются многие годы, чтобы полностью восстановиться. А пока нет ни денег, ни федеральной программы, в водах Маныча по-прежнему живут только отражения облаков, в гости к которым лишь изредка заглядывает радуга.

Миндия Гавашели

20.05.2004 21:22

Вести.Ru

*