Оксид цинка, широко применяемый сегодня при производстве резины, наносит изрядный ущерб окружающей среде. Немецкие исследователи нашли ему более чем адекватную замену.

Шины — это каучук, сера и оксид цинка

На первый взгляд, производство резины для автомобильных шин — процесс несложный: сырьем служит каучук, то есть природный или синтетический эластомер, молекулы которого как бы сшиваются в единую пространственную сетку методом вулканизации. Функцию вулканизирующего агента выполняет, как правило, сера, а функцию активатора вулканизации — оксид цинка.

Конечно, для получения требуемых эксплуатационных свойств резины в смесь могут быть добавлены и другие компоненты — наполнители, пластификаторы и так далее. Но главная экологическая проблема при производстве шин связана все же с оксидом цинка: дело в том, что это соединение довольно токсично, особенно для водных организмов, поэтому экологи уже давно требуют найти ему адекватную замену. Долгое время это не удавалось, но теперь, похоже, проблему решили ученые Научно-исследовательского института полимеров имени Лейбница в Дрездене.

Итак, дрезденские исследователи решили для начала заменить цинксодержащим СДГ традиционные наполнители, добавляемые в смесь с тем, чтобы уменьшить износ шин и понизить их сопротивление качению. Результаты превзошли самые смелые ожидания. Эксплуатационные свойства готовых изделий оказались, по словам профессора Герта Хайнриха (Gert Heinrich), «сравнимыми или даже лучшими, чем при использовании классических наполнителей вроде сажи или полидисперсной кремневой кислоты. Да и количество добавляемого материала удалось уменьшить».

Подробнее: www.dw-world.de

www.dw-world.de

***