Первый век своей истории одесский театр был именно городским театром — после того как в феврале 1810 года открылось здание, построенное Тома де Томоном, в нем выступали и оперные, и балетные, и драматические артисты. Театр снимал определенный антрепренер и или зарабатывал на любви одесситов к искусству, или разорялся, неверно просчитав вкусы публики.

Первой любовью местных жителей была итальянская опера, и отношения с театром у города были просто-таки личные: одесситов не волновала заработанная где-то репутация, они сами выбирали себе кумиров. Город был молод (рескрипт об основании города и порта Одесса Екатерина II подписала 27 мая 1794 года) и создавался торговыми людьми; в результате театр стал центром не великосветской жизни, как то случалось в старых городах империй, а жизни деловой: в антрактах в фойе обсуждали не балы, прошедшие и грядущие, а цены, сделки и деловые репутации. В 1873 году театр сгорел; новое здание было выстроено архитекторами Фердинандом Фельнером и Германом Гельмером через 14 лет, и именно оно сейчас известно всему миру как дивная архитектурная игрушка. В 1926-м городской театр стал театром только оперы и балета, и именно в нем было бы логично отметить двухвековой юбилей театральной жизни в Одессе.

Театр оперы и балета юбилей не заметил. Вообще.

Праздновать взялась Одесская музыкальная академия. Пригласила на научную конференцию иноземных гостей и ученых людей из других украинских городов, затеяла внятный, увлекательный и острый разговор о том, чем был театр для города и чем он должен быть.

Театр был гордостью, страстью и анекдотом, как всегда бывает настоящий театр.

Подробнее: Время новостей

Время новостей

***