Россия приближается к Западу, не только по темпам роста объемов банковских кредитов, но и по темпам роста просрочки. Среди планов российского правительства на этот год — внедрение института банкротства физических лиц.

Сегодня россияне должны гасить свои долги до смерти, даже в случаях, когда приставы изымают личное имущество должника, но вырученных от его продажи средств не хватает на покрытие долга. Между тем, как для жителей стран с развитой рыночной экономикой банкротство – знакомая и повседневная процедура. В США и Европе быть банкротом, конечно не почетно, но довольно выгодно. Американцы и европейцы, не дожидаясь жестких мер по выбиванию долгов со стороны кредиторов, добровольно объявляют себя банкротами, тем самым выигрывая время, а также экономя дефицитные финансовые ресурсы. В течении 2009 года количество граждан-банкротов в США составило более 1 млн 200 тыс человек, в Японии – более 240 тысяч, в Англии – более 100 тысяч человек. Причем, как в США, так и в странах Европейского Сообщества сложился и эффективно действует институт банкротства физических лиц, позволяющий добросовестному гражданину начать свою кредитную историю «с чистого листа». Поэтому очень бы хотелось, чтобы российский вариант закона не был хуже зарубежных аналогов.

Россия уже догнала развитые страны и по объемам кредитования и по суммам не выполненных кредитных обязательств. Дело за малым – принять закон о банкротстве физических лиц. Напомним, 19 марта Владимир Путин поручил до июля внести в Госдуму соотвествующие поправки. Таким образом, банкроство для физических лиц, возможно, заработает в России уже в этом году.

Бум потребительского кредитования до начала кризиса буквально «накрыл» нашу страну: только за 4 года, с января 2004 года по январь 2008 года, объем кредитов физическим лицам в абсолютных размерах увеличился в 12 раз, достигнув размера более 3 трлн руб, что на тот период составляло 9% ВВП, 14 % денежных доходов населения и 15% активов банковского сектора. Одновременно с ростом кредитования населения резко увеличилось количество невозвратов банковских кредитов. Причем, невозвраты растут с более высокой скоростью, чем объемы выдаваемых банками кредитов. С началом кризиса в России рост кредитного портфеля физических лиц прекратился. В течении 2009 года наблюдалось сокращение портфеля кредитования, в среднем на 2% ежемесячно. На начало года портфель потребительских кредитов сократился на 18% относительно января прошлого года, составив чуть более 2,3 трлн. рублей. При этом общий объем просроченной задолженности по потребительским кредитам вырос почти на 60% и на 1 января 2010 года составил немного более 241 млрд рублей. По мнению Любови Слиски, главная задача, которую должен решить закон о банкротстве физических лиц — предупредить и сгладить негативные последствия прошедшего в стране бума потребительского кредитования.

Введение института банкротства физических лиц защити россиян от недобросовестных коллекторов. «В отсутствие закона отношения кредитных организаций с гражданами-должниками выстраиваются вне правового поля. С начала в течении непродолжительного времени из банка вежливо звонят и просят граждан погасить кредит, а затем просто передают портфель «плохих» долгов коллекторским агентствам для выбивания долгов, — рассказывает председатель Комитета по собственности Виктор Плескачевский. — Хотя сами банкиры считают эффективность деятельности наших коллекторов невысокой. А дальше, в связи с отсутствием законодательного регулирования деятельности коллекторов в России, нередки случаи, когда профессиональные коллекторы в попытках взыскать с граждан долг переходят всяческие нравственные границы: приходят по ночам, звонят с явными угрозами и т.д».

В обществе циркулирует мнение, что институт банкротства направлен против заёмщиков. С этим утверждением в корне не согласен президент АРБ Гарегин Тосунян. «Наоборот, в той формулировке, в какой сегодня он циркулирует, банкиры в нём видят очень серьёзные риски для себя, это касается и сроков, это касается и процедур. Поэтому надо понимать, что, может быть, это и является одной из причин затягивания принятия этого закона, потому что каждая из сторон опасается своих, как бы негативных для себя последствий, — подчеркивает эксперт. — Но вот то, что этот институт необходим, мне кажется, очевидно настолько, потому что всё, что не регламентируется законом, в последующем регламентируется рейдерами, криминалом, соответственно, взяточниками и так далее. Поэтому, безусловно, проблема вызрела. Просрочка по потребительским кредитам выросла именно по физическим лицам, более чем на 60%».

23.03.10 16:12

Финам.info ссылка на статью

*