Ученые с помощью космического аппарата «Кассини» сумели с высокой точностью изучить гравитационное поле спутника Сатурна Титана, и на основании этого установить, что небесное тело в своих недрах состоит из перемешанных глыб льда и твердых горных пород, сообщается в статье исследователей, опубликованной в пятницу в выпуске журнала Science.

Это открытие говорит о том, что эволюция Титана, самого большого из спутников Сатурна, шла иным путем, нежели у аналогичных спутников Юпитера, Ганимеда, и небольших планет Солнечной системы, в том числе и Земли.

Титан привлекает внимание ученых главным образом потому, что он обладает плотной атмосферой, состоящей из углеводородов, а его поверхность состоит, главным образом, из водяного льда. Кроме того, Титан по своей массе близок к Земле.

Авторы исследования полагают, что поверхность и недра спутника никогда не были достаточно нагретыми для того, чтобы таяние льда и отделение его от более плотных горных пород было возможным. Из-за этого Титан, в отличие от других массивных небесных тел Солнечной системы, не имеет своего ядра. Согласно расчетом ученых, только верхний слой этой планеты толщиной 500 километров представляет собой слой льда, лишенного массивных каменных вкраплений.

«Эти результаты представляют собой фундаментальную научную ценность для понимания истории развития спутников планет внешней части Солнечной системы. Теперь мы можем лучше представить место Титана среди ледяных спутников планет», — сказал Боб Паппалардо (Bob Pappalardo), исследователь в рамках проекта «Кассини», не принимавший участия в работе, слова которого приводит пресс-служба NASA.

Чтобы изучить внутреннее строение Титана, ученые измеряли колебания орбиты космического аппарата «Кассини», обращающегося на орбите Сатурна с 2004 года. С помощью массива наземных радиоантенн ученые смогли измерить эти колебания с точностью до тысячных долей миллиметра, тогда как расстояние от Земли и до Титана составляет более миллиарда километров.

«Это был очень тонкий эксперимент. Небольшие колебания в гравитации Титана немного ускоряют или, наоборот, затормаживают «Кассини» по мере того, как он движется по своей орбите мимо спутника Сатурна. Все эти изменения были аккуратно зафиксированы с помощью наземных радиоантенн с точностью до 5 тысячных миллиметра в секунду», — сказал Лучиано Иесс (Luciano Iess), ведущий автор исследования.

Эти результаты пока не могут ничего сказать о том, есть ли какие-либо участки жидкости под ледяной коркой Титана, однако такая гипотеза очень правдоподобна, а потому ученые намерены выяснить этот вопрос в дальнейшем, в ходе изучения гравитационных возмущений, которые Сатурн оказывает на Титан.

«Дополнительные исследования, вероятно, смогут показать, как запасы метана, составляющего основу атмосферы Титана и наполняющего его реки и озера на поверхности, пополняются в больших масштабах времени. Для изучения Титана это так же важно, как понимание истории появления жидкой воды на поверхности Земли», — сказал Джонатан Ланин (Jonathan Lunine), астрофизик из Университета Аризоны в США, не принимавший непосредственного участия в исследовании.

12/03/2010