"Союз" в тропиках (инопресса)
В десяти километрах от гвианской деревни Синнамари в джунглях Амазонии, где ничто не напоминает о ледяной пустыне космодрома Байконур, группа российских специалистов готовит первый зарубежный запуск ракеты-носителя «Союз». Работы почти завершены. «Однако введение в строй передвижного портика, который должен защитить пусковую установку от гвианских дождей, задержалось почти на год».
(Reuters)
В десяти километрах от гвианской деревни Синнамари в джунглях Амазонии, где ничто не напоминает о ледяной пустыне космодрома Байконур, группа российских специалистов готовит первый зарубежный запуск ракеты-носителя «Союз». Как сообщает Le Journal du Dimanche, работы почти завершены. «Однако введение в строй передвижного портика, который должен защитить пусковую установку от гвианских дождей, задержалось почти на год. Напряженность усиливается. Все уже должно быть готово к первому запуску, намеченному на это лето», — отмечает издание.
«Союз» — легенда истории освоения космоса, символ холодной войны и советской гордости, продолжает корреспондент Ян Филиппен. «Все работающие здесь русские испытывают ностальгию по тем временам», — признает один французский инженер.
Падение Берлинской стены нанесло смертельный удар по российской космической индустрии, на спасение которой пришли американцы и европейцы, привлеченные пусть примитивными, зато надежными и дешевыми ракетами. С 1996 года французская Arianespace — мировой лидер по коммерческим запускам — совместно с российской стороной осуществляла запуски «Союза» с Байконура. Вскоре возникла идея осуществить запуск из тропиков, ведь благодаря близости к экватору Гвиана представляет собой идеальное место для запуска: отсюда «Союз» сможет доставить на околоземную орбиту в два раза больше грузов, чем с Байконура, что сделает его идеальным дополнением для французской ракеты-носителя Ariane 5 и позволит Arianespace завоевать новые рынки, признает председатель совета директоров компании Жан-Ив ле Галь. Чем больше работы у космического центра в Гвиане, тем больше ракет-носителей должна построить Россия: сотрудничество основано на взаимной заинтересованности, подчеркивает корреспондент Ян Филиппен.
Сегодня российские и французские ученые работают вместе в Гвиане, но им пришлось преодолевать лингвистические и культурные барьеры. Если для европейцев главным критерием является смета, то россияне отталкиваются исключительно от опыта: для снижения затрат инженеры космического центра предложили уменьшить размеры дымохода, по которому отводится выделяющийся при сгорании топлива газ, но русские ответили категорическим отказом, запретив менять проверенный временем способ. Кроме того, пришлось считаться с технологической гордостью и боязнью промышленного шпионажа, пишет газета. Однако со временем здесь установился климат взаимного доверия. По признанию помощника руководителя стройки Сергея Ермолаева, они с французскими инженерами уже понимают друг друга без переводчиков.
Россиянам быстро полюбился местный климат: когда в Москве -28, в Гвиане +28. Все было сделано, чтобы им угодить: кинозал, 2 российских телеканала, рыбалка, экскурсии по выходным. По словам мэра Синнамари Жана-Клода Мадлена, «они очень хорошо освоились; мы их приглашаем на все спортивные и культурные мероприятия». Поначалу у организаторов вызывали опасения слухи о пристрастии россиян к водке, однако никаких эксцессов не было. По признанию французов, у русских — железная дисциплина, унаследованная от времен, когда космическая сфера подчинялась военному ведомству: «У них очень четкая иерархия, и все подчиняются начальнику. За полтора года я не сделал ни одного замечания», — цитирует издание Себастьена Аддада, директора гостиницы, где живут российские специалисты.
Источник: Le journal du dimanche au quotidien
8 марта 2010 г. | 13:07
Ян Филиппен | Le journal du dimanche au quotidien
*