В ГМИИ имени Пушкина выставили фотографии, которые, казалось бы, не имеют прямого отношения к классическому искусству. Основу выставки «Москва. 1957» составили снимки швейцарского репортера Леонара Джанадды, посетившего Москву в 1957 году во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

Иностранца потряс трудовой энтузиазм советских людей.

Делая снимки, Леонар ничего нарочно не приукрашивал и не очернял. Он запечатлел то, что бросалось в глаза: тяжелый женский труд, плохо одетые советские граждане, километровые очереди в Мавзолей, люди в штатском на каждом углу…

Для многих советских граждан 1957 год запомнился не запуском межконтинентальной ракеты и не выведением на орбиту искусственного спутника Земли. В первую очередь он запомнился VI Всемирным фестивалем молодежи и студентов. После мировой войны, двух волн сталинских репрессий и на фоне тяжелого «железного занавеса» этот фестиваль казался многим глотком свободы. Признаки этой свободы (в числе прочего) видны на снимках швейцарца. Например, целующаяся пара на скамейке в ночном парке. Однако здесь же – пояснение, сделанное сотрудниками музея: ходить на свидание с иностранцами советским гражданам запрещалось.

Как человеку из другого, капиталистического мира, Леонару Джанадде были интересны не только хорошо отрепетированные мероприятия в «Лужниках», но и закулисная жизнь фестиваля.

Подробнее: Новые Известия

Новые Известия

***