(Die Welt) Моногорода стремительно беднеют: у многих уже сейчас нет средств, чтобы самостоятельно осилить переезд. На помощь решило прийти государство с программой переселения. Однако в программе есть подводные камни, и желающих участвовать в ней будет немного.

В Советском Союзе строили города, которые зависели от определенного предприятия. Сегодня, пишет постоянный автор, в одном из таких городов, Тольятти, проживает около 750 тыс. человек. Но после того, как в результате финансового кризиса российский автомобильный рынок сократился наполовину, градообразующая компания «АвтоВАЗ» больше не может гарантировать жителям рабочие места.

Город беднеет стремительными темпами — у многих уже сейчас нет средств, чтобы самостоятельно осилить переезд. На помощь решило прийти государство, отмечает постоянный автор Die Welt Эдуард Штайнер. Тольяттинцев, привыкших к терпимым климатическим условиям, планируется переселить на мрачный север в Тихвин, где производятся комплектующие для железнодорожных вагонов, а скоро будут выпускаться и вагоны целиком.

Пока жители Тольятти чемоданы еще не пакуют. Однако уже в ближайшее время сотни семей будут вынуждены собрать свое добро и двинуться на север. Это предусматривает программа по переселению, предложенная правительством, сообщает издание. Для реализации этих целей Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРИЖК) выделило 500 млн рублей (12 млн евро).

Экономический кризис, продолжает Штайнер, не только прервал продолжавшийся несколько лет период экономического бума в стране, но и обострил тяжелейшие проблемы моногородов. По данным АРИЖК, в стране насчитывается 350 моногородов, население которых составляет 16 млн человек. В 17 из них ситуация признана критической. Тем не менее, отмечает издание, так называемые «города нефтяников», расположенные в Западной Сибири, процветают.

Переезд бывших сотрудников тольяттинского автозавода чиновники в Москве рассматривают как своего рода тест. Желающим принять участие в программе переселения обещают не только рабочие места на вагоностроительном заводе в Тихвине, но и кредит на жилье в залог оставленной в Тольятти собственности. Однако, как пишет газета «Ведомости», в программе есть подводные камни, — и судя по всему, желающих принять в ней участие будет немного. Так, к примеру, будет сложно проводить оценку недвижимости в экономически отсталых регионах. Кроме того, выбор у людей ограничен Тихвином, и тольяттинцы вновь окажутся в моногороде.

Еще одну проблему переселения ректор Российской экономической школы в Москве Сергей Гуриев видит в крайне низкой географической мобильности населения. «Российский рынок рабочей силы — самый инертный среди всех восточноевропейских стран», — подчеркивает эксперт.

Предыдущая программа по переселению, которая проводилась в основном для жителей Крайнего Севера, закончилась неудачно из-за административных препон, замечает Гуриев.

Источник: Die Welt

3 февраля 2010 г. | 12:46

Эдуард Штайнер | Die Welt

InoPressa.ru ссылка на статью

*