Давно обещанный новый киношедевр от автора «Терминатора» и «Титаника» вызвал бурный интерес зрителей и ожесточенные споры на просторах Рунета. Оценки фильма оказались разнообразными и нетривиальными, от экстатических восторгов до уничтожающей критики.

В чем только ни обвиняли автора наши суровые блоггеры: от повального плагиата и внедрения идей о допустимости предательства до внушения ненависти к человечеству в целом и пропаганды зоофилии. С другой стороны звучали неумеренные восторги, причем не только от экзальтированных девочек, делившихся эстетическим и философским откровением, но и от суровых ученых мужей, отмечавших глубокую «научную» проработку созданного Камероном мира. Даже не знаю, какие из утверждений более забавны.

Нет, конечно, от голливудской фантастики научной и технической достоверности требовать глупо, это же все-таки не научно-популярный фильм канала «Дискавери». Хотя меня лично несколько отвлекала льющаяся с летающих скал вода и бронестекла военной техники, пробиваемые выстрелом из лука.

Но вот сама логика конфликта и методы его разрешения, отраженные в фильме, чести голливудским сценаристам не делают и больше всего соответствуют определению «бред сивой кобылы». Камерон решил отряхнуть последние оковы законов драматургии и логики, и так бывшие в Голливуде не в особой чести. Для простоты взят тысячи раз уже использовавшийся сюжет. Автору нужно было просто как-то увязать между собой кислотный антураж и зрелищные батальные сцены, вот и родилась история о калеке-морпехе в теле кошкоподобного аборигена. Если какая диверсия в фильме и есть, то разве что против способности зрителей к логическому мышлению.

Но вернемся к конфликту, который есть основа любой драматургии да и человеческого развития в целом. Что нужно землянам? Какой-то чудесный минерал, который человечество, освоившее межзвездные полеты, не способно почему-то синтезировать или найти на какой-то незаселенной планете (ну предположим что так, хотя у меня это вызывает серьезные сомнения, если только Менделеев и школьные учителя химии нас не обманули). При этом во что бы ни обходились перевозка в космическом пространстве и обслуживание без специального снаряжения на непригодной для жизни землян планете всей этой массы военных, техников и оборудования, они очевидно не бесплатны.

Но коммерческая компания в фильме Камерона из двух простых и дешевых вариантов выбирает третий — сложный и дорогой. О’кей. Чего еще ждать от «эффективных менеджеров». Довели дело до прямого столкновения, к тому же еще собственными руками подбросили местным военспеца, знакомого с земным вооружением и тактикой (который почему-то эти знания упорно не желает использовать, предпочитая учиться стрельбе из лука и выездке драконов).

Но и тут проклятые колонизаторы не ищут легких путей. Вместо этого они организуют налет на малых высотах, словно прячутся от радаров и стингеров, при этом не забывая пройти под висячими скалами, с которых их можно забрасывать булыжниками без всяких драконов. А также между глыбами, где предприимчивые туземцы могли бы натянуть веревки из лиан. Да еще зачем-то пускают в атаку наземные силы, хотя те никак не могут помочь ударной авиации, а просто подставляются под атаку.

А ведь Эйве — исключительно важный для местных объект, за право доступа к которому они готовы будут пойти на уступки. То есть если угроза удара по нему из стратосферы упрямых дикарей не убедит, можно было бы высадить на этот объект десант, закрепиться и диктовать условия. Вместо этого с упорством, достойным лучшего применения, полковник пытается уничтожить своего главного заложника.

Но и главный герой не лучше. Ему ли не знать, какие шансы у толпы аборигенов на лошадках и дракончиках в ростовой атаке против массированного огня контингента землян? Тем не менее, он старательно гонит их на убой. И ему почти удается их всех положить в этом бою, и только Эйве, плюнув на формальности и подключившись (по вай-фаю, видимо, не успели же все эти быки и носороги законнектиться так быстро) к управлению, удается спасти положение самой.

Соответственно наиболее стратегически важный объект для компании — космодром, он же база. Второй, но не менее важный — шахты и дорога к ним. И оба они не выглядят неуязвимыми. Один из возможных алгоритмов действий для нави — видимость смирения, предоставление доступа к минералу в обмен на какие-нибудь зеркала с бусами и параллельная интенсивная подготовка контрудара. Эйве тем временем отращивает себе резервный дата-центр, а лучше несколько. За базой пришельцев ведется тщательное наблюдение с помощью зверушек, сливающих информацию умному дереву, подготавливаются возможные способы проникновения.

После «успешного» выполнения дипломатической миссии сам Салли заслужит безоговорочное доверие землян, что облегчает подготовку нападения. Он может даже придумать повод для того, чтобы протащить своих голубеньких друзей на базу. Скажем, они вдруг воспылают интересом к высокой культуре землян и захотят учиться у них. Или предложат свои услуги в качестве проводников и разведчиков геологических партий. В один прекрасный день (а лучше ночь, ведь не спят же люди в дыхательных масках и с автоматом под рукой) герметичность базы или система вентиляции нарушается, а в ее помещения врываются безжалостные синие убийцы, уничтожающие всякого, кто пытается оказать сопротивление и обильно берущие пленных из числа техперсонала.

После этого предпринимаются меры для предотвращения бомбардировки или высадки подкреплений. Часть заложников остается обслуживать базу под присмотром местных — только в масках при сохраняющейся негерметичности помещений, часть особо ценных растаскивается по дальним заимкам, где содержится под вооруженной охраной в непросматриваемых пещерах. Космодром, промышленная техника и запасы минерала минируются имеющимися запасами взрывчатки и радиоактивных элементов. Вооружение переходит к индейцам — Салли и добровольцы из числа пленных проводят обучение.

После этого переходим к переговорам и назначаем разумную цену за свои природные богатства — Салли знает, что можно попросить с землян. Конечно, любой план уязвим, и ничто не гарантирует нас от сценария с орбитальной бомбардировкой. Но при таком раскладе его вероятность существенно снижается. Компании придется вербовать новых наемников, закупать военную технику, тащить это за сотни парсеков. К тому же, погибая, мы уничтожим базу с космодромом, заложников и разведанные и добытые запасы минерала, что существенно осложнит дальнейший бизнес. Так что такой сценарий можно критиковать, лишь закрыв глаза на то, что в камероновском варианте финал вообще остается открытым — непонятно, что заставит землян отказаться от столь важного для них минерала и гарантирует местных от новых нападений. Впрочем, это может стать темой новых, еще более логичных сюжетов.

С другой стороны, как любит говорить моя супруга: «Если бы герои фильмов действовали разумно, фильмы были бы очень короткими». Но мне все-таки как-то неуютно от того, что кино с развитием компьютерной графики все больше перерождается в некий новый вид искусства, все более удаляющийся от своих предков, таких как литература и театр. И приближается к цирку вроде хваленого дю солея. Впрочем, цирк — это тоже зрелище. Именно в таком качестве я «Аватар» и смотрел с большим удовольствием — в трехмерном варианте полная аналогия воздействия галлюциногенов, и при этом вполне легальная. Видимо, именно это сейчас и требуется западной цивилизации, пытающейся сбежать от неприятной реальности.

29.01.10 17:51

Финам.info ссылка на статью

***