2010 год – юбилейный для городского трамвайно-троллейбусного управления: 95 лет минуло с тех пор, как в Самаре появились первые трамваи.

Вот так Самара шла к запуску трамваев:

Февраль 1902 года – в самарскую городскую управу поступило предложение известного предпринимателя и общественного деятеля С. Н. Постникова (сына знаменитого доктора Н. В. Постникова) о строительстве в городе электрического трамвая взамен устаревшего конного трамвая – конки — на его личные средства или с привлечением капиталов других сторонников трамвая.

1902 -1903г.г. – в самарской городской думе проходили бурные обсуждения вопроса о плохой работе конки и о необходимости замены ее на электрический трамвай, который уже работал во многих (более двадцати) городах России.

9 января 1908 года — самарская Дума решила строить трамвай концессионным способом, т. е. на средства группы предпринимателей, т. к. у города в казне денег на большое и дорого стоящее мероприятие в то время не было.

19 мая 1909 года – самарская городская Дума приняла окончательное решение строить трамвай на условиях концессии и пригласила предпринимателей к участию.

15 мая 1910 года – Дума изменила свое решение строить трамвай на частные средства и приняла решение сооружать трамвай муниципальным способом, т. е. на деньги города, и объявила конкурс на лучший проект устройства городского электрического трамвая, расширения для этой цели городской электростанции и сопутствующего увеличения городской уличной осветительной сети.

Июнь 1911 года – в этом конкурсе победил проект под девизом «Лучше поздно, чем никогда», автором которого был известный российский инженер Павел Антонович Суткевич. Впоследствии он строил самарский трамвай и был первым его руководителем. В Самаре прожил четыре года. На территории ТТУ ему установлен скромный памятник.

12-21 мая 1913 года – министерство внутренних дел России дало Самаре разрешение строить трамвай муниципальным способом, для чего осуществить заем в земельном банке под залог муниципальных земель.

2- 3 июня 1913 года — произведена закладка пристроя для трамвая на здание городской электрической станции и этим самым официально начались строительные работы на объектах будущего самарского трамвая.

Апрель 1914 года – происходила разметка трасс трамвая для пяти маршрутов трамвая, обозначенных в проекте.

20 апреля 1914 года – состоялась торжественная с молебном и освящением участка улицы закладка трамвайного пути на углу улиц Саратовской (Фрунзе) и Заводской (Венцека).

14 ноября 1914 года – пробная поездка первого трамвайного вагона, доставленного из Коломны. Вел трамвай руководитель строительства трамвая П. А. Суткевич.

12 февраля (25 по нов. ст.) 1915 года – торжественное открытие движения электрического трамвая в Самаре по маршруту № 2 от трамвайного парка на ул. Соловьиной(Мичурина) до Алексеевской площади (пл. Революции). В газетах того времени и в журнале «Огонек» с гордостью отмечено, что самарский трамвай – первый в России, построенный своими силами и на свои средства, без привлечения иностранных капиталов и специалистов.

По информации Управления информации и аналитики Администрации городского округа Самара

*