Первые чувства, которые вызывает статья Юрия Лужкова и Гавриила Попова о Егоре Гайдаре в «Московском комсомольце», — это оторопь и изумление. Обрушить такие потоки негодования и злобы до наступления даже 40-го дня с кончины человека — поступок настолько нехристианский, столь табуированный в нашей культуре, что у него, очевидно, должны быть какие-то очень веские причины.

В самом списке претензий двух мэров к Егору Гайдару присутствуют как традиционные обвинения, высказывавшиеся на протяжении 1990-х гг., так и некоторые новации. Гайдар признается виновным в бедствиях российского населения в годы реформ, в разрушении советского ВПК в частности и Советского Союза в целом, в утрате Россией статуса великой державы, в нашем отставании от Запада на 35 лет, в формировании в России олигархического капитализма, наконец — и в этом чувствуется влияние духа времени, — в нашей нефтяной зависимости и невозможности модернизировать страну по сей день. Иными словами, все наши проблемы — от Гайдара. «Реформы Гайдара превратили Россию для всех последующих ее лидеров в настоящее минное поле», — резюмируют авторы, не ощущая несколько комического эффекта своих преувеличений.

О реформах Гайдара написано множество статей и книг, споры о путях и способах «выхода» из социализма продолжаются. Но статья двух мэров находится за рамками этих споров; фигуре Гайдара придается здесь какой-то явно мифологический характер.

Подробнее: Ведомости

Ведомости

*