В Самарском Художественном музее открылась выставка произведений художника Вениамина Клецеля «На Земле Обетованной». Организована она Министерством культуры, молодежной политики и спорта Самарской области и Еврейским агентством. Это выставка картин нашего соотечественника, члена союзов художников Израиля и России. Самарцы хорошо знакомы с его искусством, он был постоянным участником городских, областных и республиканских выставок. В 1990-е годы в Самаре состоялись три персональные выставки мастера, который прошел сложный творческий и жизненный путь.

Рассказывает директор Художественного музея Анетта Яковлевна Басс:

С Вениамином Клецелем я познакомилась в 1967 году, когда в одной из художественных школ Куйбышева появился новый преподаватель. Тогда ему было 35 лет. Он только что закончил Ташкентский художественный институт. В результате Клецель стал моим близким другом, который вот уже столько лет рядом и в горе и в радости.

В Куйбышеве Клецель сразу стал своим. Участвовал в областных и зональных выставках. Кстати, Клецель – муж солистки оперного театра Славы Бондаренко. Поэтому он довольно хорошо знал театральную жизнь. И первая его картина, увидевшая «большой свет», называлась «Дирижер». Это был, как говорили в то время, обобщенный образ интеллигента, человека творческой профессии. В Самаре Клецеля особенно привлекали городские пейзажи и улицы. Здесь он написал и одну из своих самых известных картин – «Пиво и раки» – самарский натюрморт на балконе дома, построенного в стиле модерн. Этот дом находится на ул. Молодогвардейской. Вениамин всегда отличался от других художников колоритом. Уж очень он любил яркие насыщенные цвета. В его творчестве важную роль сыграла поездка в Закарпатье. Потом он много ездил в Москву, Ленинград. А Средняя Азия, где он учился, всегда была для него своеобразной землей обетованной, куда он неоднократно возвращался и откуда привозил удивительные работы. Вот и нынешняя выставка называется «Земля Обетованная». Но эта «земля» уже несколько иная – еврейская. И может быть, не случайно, что он родился в Первомайске, под Одессой, где ему посчастливилось увидеть жизнь евреев еще в дореволюционной России. Кроме того – море, солнце, красота знойной природы юга России, поэзия древнего ландшафта, звучная яркость цветовых отношений. Этим всем и оказалась пропитана его дальнейшая жизнь и его творчество. Кстати, важную роль в становлении Клецеля как художника сыграло то, что он жил в Ташкенте, когда там жил и преподавал русский художник и педагог И. Н. Волков, один из заметных мастеров русского авангарда 10-20-х годов. Встречи с Волковым, с его работами очень много дали Клецелю – и навыки мастерства, и любовь к архаическому Востоку. В Израиль Клецель уехал в декабре 1992 года. Он уехал в другой мир, в другую страну, и почувствовал, что это его мир. И там – в другом мире начался «новый» Клецель. Еще более свободный, открытый, яркий.

Его мастерская находиться в Иерусалиме в совершенно необычном месте, в доме, который очень тесно связан с Российской историей. Когда-то здесь была еврейская гостиница и в ней останавливались Самуил Маршак, Иван Бунин.

12 лет жизни в Иерусалиме привнесли в творчество художника новые образы, пропитанные традициями земли, которую весь мир называет Землей Обетованной. Землей вечной, священной.

Клецель только дважды устраивал выставки за эти 12 лет. Причем, в 1998 году в Самарском Художественном музее. И вот Клецель вновь в Самаре. Эта встреча произошла благодаря поддержке Еврейского агентства в Самаре и его руководителя Алекса Войлера. Выставка Вениамина Клецеля открывается в рамках акции «Неделя Земли Обетованной». Цель этого мероприятия в желании показать Израиль с разных сторон, показать несколько иначе, по-другому, не таким, каким мы привыкли его видеть в новостях. Кроме выставки Вениамина Клецеля откроется еще одна экспозиция, но только уже в «Экспо-Волге». Называется она «Окно в Израиль». В программе – презентация городов Натания, Ашдод, Кацрин, Кирьят-Бялик, Беер-Шева, встречи с самарскими бизнесменами, консультации по образованию в Израиле, выступление звезды еврейской песни Якова Явно (США). Среди участников фестиваля «Неделя Земли Обетованной в Самаре» — Генриэтта Кочубеевская, в прошлом сотрудник Самарского художественного музея, педагог художественной школы №1, начиная с года ее основания вплоть до отъезда в Израиль. Сейчас она работает научным сотрудником в музее Иерусалима в отделе иудаистики. Участником фестиваля является и Слава Бондаренко, заслуженная артистка Российской Федерации, бывшая солистка Самарского Академического театра оперы и балета, член Союза театральных деятелей России.

Но вернемся к выставке Клецеля. На ней представлено тридцать четыре живописные работы. Произведения пронизаны национальной тематикой, которая достигла в его творчестве большой пластической результативности и выразительности, динамичной цветовой оркестровки. Любимый город мастера – Иерусалим. Художник знает все его срезы – культурологический, исторический, философский и эстетический. Ему дорого каждый камень бессмертного города. Используя творческое наследие Шагала, мастеров «Бубнового валета», Клецель подчиняет его своим стилистическим, колористическим экспериментам.

*