Можно не обращать внимания на голос оппозиции: зачем, если думское большинство одобрит любой инициируемый кабинетом законопроект? Можно закрывать глаза на рост социальной напряженности и выглядящие досадным напоминанием из недавнего прошлого акции протеста: на фоне показателей экономического роста, высоких международных рейтингов и прочих атрибутов экономической стабильности они воспринимаются как анахронизм.

Можно не обращать внимания вообще ни на что: ведь политической оппозиции нет, вернее, она малочисленна и широкой информационной трибуной для выражения своей точки зрения не обладает.

Отсутствие альтернативы – пожалуй, это ключевой тезис сегодняшнего политического и экономического развития страны. Однако количество иногда переходит в качество, которое бывает как со знаком плюс, так и со знаком минус.

Из выступления председателя правительства РФ Михаила Фрадкова в Госдуме 12 мая: «…просто надо любить свою страну, свой народ, ценить те ресурсы, которыми мы располагаем, и все делать вместе для того, чтобы их эффективно, максимально эффективно в интересах страны и людей, использовать. Причем делать это по-хозяйски, крепко стоять на своей собственной земле. И ключевые слова здесь, на мой взгляд, — это справедливость и честность во всем. Это касается не только борьбы с бедностью. По большому счету, это и справедливый доступ к ресурсам, и равноправное сочетание крупного, среднего и малого бизнеса, это и гармонизация ответственности и полномочий на всех уровнях власти и местного самоуправления. И такое понимание должно нас всех объединять. Думаю, что именно на этом пути мы сможем найти наиболее эффективные и социально выверенные решения наших экономических проблем».

Что думали депутаты, слушая эти высокопарные слова? Некоторые не поверили. Среди них Виктор Акснис, член думского комитета по природным ресурсам и природопользованию:

— Что касается социальной реформы, а вернее, антисоциальной реформы, которую собирается проводить президент и правительство, то на мой взгляд, это серьезная политическая ошибка. Во-первых, все это непродуманно и у меня порой возникает подозрение, что кто-то очень хочет в России спровоцировать социальный взрыв. Потому что то, что сейчас предполагается сделать, это впервые за годы реформ самым непосредственным образом скажется на положении простых людей.

Я могу сказать по итогам встречи со своими избирателями, в этот понедельник у меня был прием в Видном, что фактически каждый, кто приходит на прием, задает вопрос: а что будет со льготами? Потому что если реально будут выплачивать по 200-300 рублей взамен льгот, которые сегодня обеспечиваются 1500, а то и 2000 рублями, то это будет, конечно, настоящим обманом.

Понимаете, у меня создается впечатление, что те люди, которые это замышляют и делают, у них есть зуд реформаторства, и им очень хочется войти в историю России как вошел Столыпин. Чтобы все говорили: вот он провел земельную реформу, а этот провел коммунальную реформу, а этот – административную. В истории государства о них бы говорили. А то, чем это обернется для России, для них совершенно безразлично и не столь важно. В реальности же все это может сильно подорвать политическую и социальную стабильность в стране, и, кроме того, не даст никакого результата. К тому же, многие меры являются антиконституционными.

В нашей Конституции имеется такая строчка – Россия является социальным государством, поэтому уйти государству из социальной сферы означает, что правительство идет на прямое нарушение Конституции. И те рецепты, которые предлагают сегодня господа реформаторы, не годятся для России. Я понимаю, что президент хочет остаться в белом фраке и с одной стороны, поддерживает эту антисоциальную реформу. А с другой, он делает заявления типа того, что эта реформа не должна привести к ухудшению материального положения простых людей.

Но так не бывает! Нельзя быть беременным наполовину. Поэтому я с тревогой смотрю в будущее, так как наряду с антисоциальной реформой проводится реформа здравоохранения, которая вызывает настоящий ужас у профессиональных медиков. Вы бы видели недавнее выступление доктора Рошаля, который на парламентских слушаниях буквально взывал к здравому смыслу министра здравоохранения М.Зурабова, потому что то, что предлагается сегодня, это полное уничтожение системы здравоохранения в России, которая и так вымирает, судя по демографическим показателям.

Создается впечатление, что правительство сегодня выполняет роль ликвидационной комиссии. И перед ним поставлена задача ликвидировать Россию как государство. Поэтому, подчеркиваю, я с тревогой смотрю в будущее и я не знаю, о чем думают эти господа.   

          А о чем думает народ?   

В ходе последнего опроса Аналитического центра Юрия Левады на вопрос социологов, сможет ли правительство решить задачу по уменьшению вдвое уровня бедности за ближайшие два года, положительно ответили только 14% россиян, отрицательно — 55% и треть опрошенных сказали: «может быть да — может быть нет». Высочайшую степень уверенности в этом выразили только 3%, и чаще людей с таким взглядом можно встретить среди граждан, относящих себя к верхней части среднего класса.

В отношении пенсионной реформы только у 24% людей существует мнение, что она отвечает их интересам; 57% думают иначе. За прошедший год мнение о пенсионной реформе улучшилось у 10% — в 2003 году только 14% полагали, что реформа улучшит их жизнь. Совершенно отрицают пользу для себя пенсионного реформирования те, кто зачисляют себя в нижний слой общества и голосуют против всех. При этом лишь один человек из десяти отвечает, что хорошо знаком с концепцией пенсионной реформы, 43% говорят, что знают о ней только в общих чертах, и 47% не знают вообще. О том, что им полагается накопительная пенсия, отвечают 36% респондентов, что не полагается — 24%, и это явно меньше того числа людей, которые накопительной схемой не охватываются; 41% об этом не знают.

О своей готовности работать после достижения пенсионного возраста для получения пенсионной надбавки заявляют 34%, не согласны — 52%. Из числа лиц, не достигших пенсионного возраста, 39% выражают готовность в добровольном порядке отчислять от своих доходов какие-то суммы в пенсионный фонд в расчете на будущие надбавки; 46% этого делать не хотят. Замену существующих пенсионерских льгот денежными компенсациями поддерживают 3 человека из десяти, 62% против этого возражают.

Можно констатировать, что большого энтузиазма не вызывают у граждан России и планы жилищно-коммунальной реформы. Только 26% населения связывают с ней надежды на улучшение качества коммунальных услуг, 64% полагают, что она приведет только лишь к росту цен на эти услуги. Между тем, как показал апрельский опрос, даже при нынешней стоимости услуг 7% людей в стране оплачивают счета за квартиру и электричество часто или всегда с опозданием. Что же касается качества услуг, то за последний год с перебоями в электроснабжении сталкивались 44% опрошенных, в снабжении горячей водой (притом, что централизованное снабжение имеется только у 52%) — 33%, в работе централизованного отопления (имеется у 66% жителей страны) — 16%.

Опрос установил число удовлетворенных своими условиями россиян — 41%. Примерно столько же людей (39%) условия их жилья не устраивают, но возможностей их улучшить они не видят. Планируют улучшить свое жилье примерно 14% опрошенных; из них на получение бесплатного жилья рассчитывают 2%, столько же — на ипотеку, 3% — на обмен (ситуация, характерная для Уральского округа).

Кстати, та часть административной реформы, которая состоит в повышении зарплат федеральным чиновникам с целью снижения уровня коррупции, не показалась населению России справедливой и убедительной. Только 8% согласились с этим доводом, а 88% не считают, что это поможет снизить мздоимство.

Как отмечает ведущий сотрудник Аналитического центра Ю.Левады Леонид Седов, относительно наличия у нынешнего правительства России продуманной экономической программы только треть россиян испытывает уверенность в ее существовании (хотя это довольно высокий показатель, если сравнивать его с предыдущими замерами), 36% считают, что у руководства есть лишь самые общие представления о том, что следует делать в сложившихся условиях, а 18% полагают, что у правительства программы нет, и оно действует под влиянием сиюминутных обстоятельств. Когда же речь заходит конкретно о проводимых и намечающихся реформах, большинство опрашиваемых обнаруживает скептическое или отрицательное к ним отношение или сомнения в наличии у правительства соответствующих возможностей.

Кстати, рейтинг одобрения/неодобрения деятельности Фрадкова пока имеет положительный вид — 44/36, но обращает на себя внимание тот факт, что, по мере все большей осведомленности о действиях премьера, отрицательная компонента этого соотношения растет быстрее, чем позитивная (месяц назад баланс был 39/25). Еще быстрее нарастает, приближаясь к критическому значению, отрицательная оценка деятельности правительства в целом (42/26 в марте, 44/40 в апреле)!

Последний раз положительная разность оценок деятельности правительства наблюдалась осенью 2001 года. Наибольшее одобрение деятельность правительства встречает у молодежи и людей, относящих себя к верхней части среднего класса.

Что касается главы правительства Фрадкова, то только 14% считают его самостоятельной фигурой, а 60% полагают, что действия правительства реально будут контролироваться Путиным и его окружением. И такая ситуация не воспринимается как удовлетворительная довольно большим числом людей, поскольку в пользу полного подчинения правительства президенту и его администрации высказываются 54%, а 32% находят, что правительство должно самостоятельно принимать решения и отвечать за свои действия. Естественно, на стороне зависимости правительства от президента чаще выступают избиратели Путина и «Единой России».

Динамика этих оценок происходит на фоне некоторого ослабления тех завышенных характеристик общего состояния страны и направления ее движения, которые наблюдались в связи триумфальным переизбранием Путина. Месяц назад 54% опрошенных заявляли, что страна движется в правильном направлении, и только 32%, что она идет по неверному пути. Сейчас эти мнения вернулись к более обычному соотношению — 47%/40%. Только 18% полагают, что после избрания президента положение в стране меняется к лучшему, 70% отвечают, что особых изменений не заметно, а 8% говорят об ухудшении.

Относительно способности нового реорганизуемого правительства улучшить в ближайшее время положение в стране мнения за прошедший месяц несколько поляризовались. В марте 37% отвечали «может быть да — может быть нет»; в апреле таких ответов стало 33% и на 9 пп. стало меньше затруднившихся с ответом. За счет этих определившихся в своем мнении людей выросло и число дающих положительный ответ (35% вместо 30% в марте), и число сомневающихся в такой способности правительства (29% вместо 21%). Надо сказать, что надежды, связанные с переменами в правительстве, никогда не достигали такого высокого уровня с января 2001 года. Правда, в вопросе о том, улучшат ли работу правительства происходящие в его составе изменения, положительный ответ дали только 30%, а 31% респондентов скептически отозвались об этих изменениях как о декоративных, создающих видимость активности правительства и президента. Каждый десятый из опрошенных вообще ждет от этих перемен усугубления стоящих перед Россией трудностей.

2004-05-19 09:14:00

Информационно-аналитическое агентство МиК — Маркетинг и Консалтинг

*