Если вдруг в результате какой-то катастрофы исчезнет все написанное Чеховым, останется одна только страничка, то по этой страничке мы будем знать, что это замечательный художник.

Чехова признали именно писатели, а не критики… А.П.Чехов и Л.Н.Толстой в Ялте. Фотография 1901 года

По-настоящему Чехова признали именно писатели, а не критики: скажем, Лесков – первый, потом Григорович. Если брать по порядку того времени, то успели – Гаршин, Салтыков-Щедрин, Короленко, причем последний на протяжении всей жизни. Они все были другие, чем Чехов, по поэтике и чаще всего по мировоззрению, но они признали в нем, как первый сказал Григорович, что «он совершает переворот в литературе». Потом Толстой скажет: «Чехов – это Пушкин в прозе». В XX веке Борис Пастернак, точнее его герой доктор Юрий Живаго поставит рядом Чехова с Пушкиным. Мережковский, не так однозначно, но в целом высоко отзовется о Чехове, напишет несколько прекрасных работ о нем. Критика же не понимала Чехова, как заметил Корней Чуковский, было 25 лет непонимания.

Среди ровесников и современников Чехова были и мелкие завистники, и люди настолько ограниченные, с комплексом Сальери. Например, был такой случай анекдотический. Чехов поднимается по лестнице в Благородном собрании и видит: наверху на площадке стоят два писателя – драматург Южин и беллетрист Потапенко. Южин, держа за пуговицу Потапенко, говорит: «Ну пойми, ты – первый на сегодняшний день в русской литературе». Потом он вдруг видит поднимающегося Чехова и поспешно добавляет: «Ну и он, конечно, и он, конечно».

Также в разделе:

Вот в XX веке изменилось, пришло новое, в литературу пришла новая когорта писателей, новая волна, это то, что мы называем Серебряным веком, с писателями Серебряного века отношения складывались совсем не так..

Подробнее: Независимая газета

Независимая газета

***