Рай, переполненный болью
До последних дней, пока этот земной рай не превратился в ад, на земле Гаити еще стоял памятник Христофору Колумбу, который открыл чудесный остров 6 декабря 1492 года, по пути на родину, после череды громких географических открытий.
«Прекрасный и зеленый» остров Гаити, открытый Колумбом и населенный рабами, веками терпел колонизаторов, освободителей и переживал природные катастрофы, пишет Мимо Кандидо в газете La Stampa.
До вчерашнего дня, пока этот земной рай не превратился в ад, на земле Гаити еще стоял памятник Христофору Колумбу, который открыл чудесный остров 6 декабря 1492 года, по пути на родину, после череды громких географических открытий. Колумб хотел назвать его La Espanola или Hispaniola.
В результате мощного землетрясения памятник превратился в груду обломков. На планете, пишет автор статьи, кажется, нет более несчастливого острова. В настоящее время он занимает третье место с конца в классификации самых бедных стран мира. Нет на планете места, по которому не прошлись бы такие бурные ветры Истории, оставившие на острове отпечатки событий, переворотов, бедности, крушения надежд, всего того, что пришлось пережить человечеству со времен эпохи великих географических открытий.
Hispaniola-Гаити чего только не пережил, включая колониализм во всех его проявлениях: сначала на острове хозяйничали испанцы, тщетно искавшие золото, и в этот период были уничтожены все коренные жители, народности таино и араваки. Постепенно они были заменены африканскими рабами, которые работали в нечеловеческих условиях на шахтах и плантациях сахарного тростника. В 1915 году американцы в результате военного переворота захватили остров и владели им до 1934 года.
Гаити пережил эпоху утопических надежд, после того как во Франции свершилась революция. 22 августа 1791 года черные рабы острова восстали, сплотились в армию и свершили революцию. 1 января 1804 года остров объявил себя независимым и стал называться Гаити от древнего названия Ayiti, как называли его истребленные коренные жители.
Гаити пережил и разочарование деколонизации второй половины ХХ века. Власти острова проявили полную неспособность управлять будущим жителей, потонув — как и африканские лидеры — в маразме коррупции, неконтролируемого насилия кровавых и диктаторских амбиций полковников и генералов, применявших силу оружия, чтобы владеть островом, говорится в статье. Символом горького крушения стольких надежд стало «пожизненное президентство» Франсуа Дювалье , прозванного Папа Док, а затем его сына Бэби Док — жестоких хозяев каждого гаитянина, опорой которых были тайные агенты Ton Ton Macoutes.
Обломки памятника Колумбу сегодня смешались с обломками домов и дворцов, разрушенных землетрясением. История перемешалась и, как кажется, в крике и плаче выживших в катастрофе потонуло все то, что время дало Гаити, заключает Мимо Кандидо.
Источник: La Stampa
14 января 2010 г. | 12:24
Мимо Кандидо | La Stampa
***