Казахстан и Китай подписали соглашение о строительстве нефтепровода для экспорта нефти Каспийского моря в западные регионы Китая. В документе говорится о части нефтепровода длиной в 3 тысячи километров, договор о строительстве которого был подписан между странами еще в 1997 году. Ожидается, что работы над этим участком протяженностью в 1240 км начнутся уже этим летом.

Соглашение было подписано во время визита президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Пекин.

Проект с одной стороны выгоден Казахстану, так как увеличит его экспортный потенциал при растущих мировых ценах на нефть. Китай же надеется при помощи каспийской нефти частично решить свои энергетические проблемы. Именно рост потребления нефти в Китае считается одним из определяющих факторов нефтяного рынка.

Российское перепутье

Надежды Пекина на Россию себя, во всяком случае на сегодня, не оправдали. Речь идет о нефтепроводе, по которому нефть должна была поступать из Сибири на северо-восток Китая через город Дацин. Однако в последнее время Дацин российскими чиновниками не упоминается. На первый план вышла Находка с прицелом на Японию.

Причина выбора Находки, скорее всего, кроется в том, что за китайский вариант ратовала нефтяная компания «ЮКОС», экс-глава которой, Михаил Ходорковский, находится в тюрьме в ожидании суда.

Многие московские обозреватели говорят также, что Россия получила от Японии слишком привлекательное в финансовом отношении предложение.

Как бы то ни было Китаю пришлось искать себе нового нефтяного партнера. Традиционно каспийская нефть экспортировалась в соседнюю Россию, либо позже на Запад через Черное море. Для расширения сотрудничества на Восток Казахстану необходим новый нефтепровод.

По предварительным оценкам, строительство нефтепровода обойдется в 3 млрд. долларов. Проект рассчитан на два этапа. К 2010 году планируется протянуть трубопровод на участке Атасу-Алашанькоу, а затем к 2035 году между пунктами Кенкияк-Кумколь-Атасу. Ожидается, что мощность нефтепровода оставит до 50 млн. тонн нефти в год.

Как сообщает корреспондент Би-би-си Иен Макуильям из Казахстана, местные официальные лица также надеются подписать с Китаем меморандум на строительство железной дороги через Казахстан, которая в будущем должна будет напрямую соединить Пекин со Стамбулом.

18 мая 2004 г., 09:56 GMT 13:56 MCK

Би-би-си

*