Павел Лунгин: "Путин — не Иван Грозный, но…" (инопресса)
(L»Express) «Народу удобно переложить всю ответственность на власть, — сказал Павел Лунгин в связи с выходом на экраны картины «Царь». — Русский народ — как ребенок, мечтающий о строгом отце, и Иван Грозный создал этот образ спасителя, внушающего страх».
AFP/RIA Novosti
В связи с выходом на французские экраны фильма Павла Лунгина «Царь» издание L»Express публикует интервью с российским режиссером.
Если в 1990-е, когда стоял вопрос о выживании, Лунгин показывал в своих картинах крайности меняющегося российского общества, то сегодня, когда общество успокоилось, он ставит, прежде всего, метафизические вопросы. «Отсюда мое желание покопаться в прошлом, потому что Россия не склонна осмысливать историю. Она построена на мифах, которые нужны ей, чтобы двигаться вперед: это мифы о власти, о Западе, который нас ненавидит… Если не изучать эту полуимперскую-полусоветскую мифологию, чтобы понять, как она функционирует, ничего не изменится. Я снял этот фильм, чтобы немного встряхнуть общество», — сказал режиссер в беседе с корреспондентом Эриком Либьо.
Фильм, по словам Лунгина, вызвал бурную полемику. Его упрекали за то, что он решился взяться за Ивана Грозного — фигуру, знаковую для России. «После того как Иван покончил с Возрождением, вдохновлявшим Европу, Россия навсегда осталась в Средневековье, и это ее вполне устраивало. Здесь невозможна глубокая модернизация, потому что исторически отсутствует идея прогресса», — сказал Лунгин, убежденный, что этими же причинами объясняются неудачи Горбачева и всех попыток модернизации. «Народу удобно переложить всю ответственность на власть, — приводит его слова издание. — Русский народ — как ребенок, мечтающий о строгом отце. Иван Грозный создал этот образ спасителя, внушающего страх. Власть в России не судят, это расценивается как признак слабости».
Pavel Lounguine, à Paris, le 17 décembre 2009
Он признался, что не случайно снимал фильм об Иване Грозном во времена Путина. «Хотя Путин — не совсем Иван Грозный, но сегодня он, как Иван в свое время, решает, что правильно, а что нет», — сказал режиссер.
Он также рассказал, что его предыдущая картина «Остров» стала «общественным явлением», ибо в ней идет речь о стыде, а эта тема близка стране. Страна стыдится того, что во времена перестройки «позволила возвыситься мошенникам, мафии, индивидуализму». «Страх перед неизвестностью был слишком силен, чтобы осознавать происходящее. Сегодня Россия функционирует за счет мифологии об утраченном советском рае. И здесь мы вновь видим стремленье вернуть детство, несчастья которого забыты, а осталась только позитивная ностальгия», — признал он.
Павел Лунгин положительно оценил тот факт, что государство начинает вкладывать деньги в кинематограф, одновременно подчеркнув необходимость сохранять бдительность: «Всегда есть опасность, что власть использует кино, чтобы снимать фильмы, прославляющие ее».
Источник: L»Express
13 января 2010 г. | 14:02
Эрик Либьо | L»Express
***