Первую реальную попытку преодолеть кризисные барьеры не только на АВТОВАЗе, но и в городе для информационного портала «Самара Сегодня» комментирует управляющий партнер ЗАО «Промышленно-консалтинговая корпорация» Тимур Хубаев.

В середине декабря в адрес губернатора Самарской области Владимира Артякова поступило письмо, содержащее краткое описание проекта по организации производства электромобилей на территории г.о. Тольятти и предложение Главе региона возглавить рабочую группу по вопросам электромобилестроения. Статус рабочей группы при Правительстве области, по замыслу идеологов проекта, необходим для организации полноценного взаимодействия с государственными и коммерческими структурами по вопросам привлечения инвестиций и средств федерального бюджета для реализации комплекса мер, направленных на решение проблемы моногорода. Стратегической целью значится появление в пределах Тольятти вертикально-интегрированного промышленно-финансового холдинга по производству технологических конструкций и деталей машин с созданием как минимум 10 тыс. рабочих мест.

Тимур Хубаев: Значение первого проекта по преодолению проблемы Тольятти как моногорода трудно переоценить. Он вне всяких сомнений будет находиться под пристальным вниманием администраций различных уровней, надзорных и счетных органов, политических партий и общественных организаций, избирателей и граждан. «Умники» начнут упражняться в интернете, выдавая «на гора» причины, по которым проект не состоится, и огонь критики первое время будет полыхать очень сильно.

Вот почему этот проект должен быть понятным, логичным, малозатратным, самофинансируемым. Основной ресурс, который должен быть задействован при его реализации, — административный, умноженный на лоббистские способности организаторов. Результатом проекта должны стать реальные рабочие места и договоры на поставку реальной востребованной продукции.

С течением кризиса жизнь в моногородах значительно осложнилась. С одной стороны, эта проблема не может не беспокоить наше правительство, с другой, интересно, а что же все-таки кроме обещаний сделано. Картина создания рабочих мест вырисовывается не самая благостная. По нашим оценкам, в прошлом году в среднем на 500 тыс. жителей было сокращено около 5 тыс., а создано не более 2 тыс. рабочих мест, из которых в промышленности — всего-то 120. «Вакансии» в основном открывались в сфере торговли и обслуживания. Вывели одного лотошника торговать пирожками — есть рабочее место, вывели двоих — уже два и т. д. Люди метут улицы, а сколько их — никто не проверял. Города ведь грязные, снег не убирают. Возникает порочная практика круговой поруки, когда и чиновники, и привлеченные к общественным работам «специалисты» заинтересованы в приписках. Одни получают отчетность, другие — деньги.

Одновременно не хватает идей. Можно составить часто встречающийся список популярных проектов, предлагаемых к внедрению в любом регионе России: технопарк, бизнес-инкубатор, экспериментальная площадка. Сомнительно, что нам так необходимо столько технопарков и бизнес-инкубаторов, тем более, что бизнес-инкубатором является в принципе любой вуз, а технопарком можно назвать любую огороженную территорию. В части специализации таких образований озвучивается производство медицинского оборудования, мединструмента и переработка сельхозпродукции.

Для проекта, который позволит максимально задействовать кадровый потенциал и конструкторско-технологические наработки, рожденные в Тольятти, существует ряд ограничений и рекомендаций. Во-первых, он не должен быть напрямую связан с автомобильной промышленностью, во-вторых, он должен создать количество рабочих мест, сопоставимое с высвобождаемыми на АВТОВАЗе. Наконец, проект просто обязан иметь хорошие рыночные перспективы и возможность запуска без «этапа диагностики» при относительно небольших финансовых вложениях.

С начала обсуждения проект рекомендуется сделать логичным и понятным не только для его участников, но и для основного инвестора — государства. Так как наиболее приемлемая форма сотрудничества с федеральным центром — институт государственно-частного партнерства, то в проекте изначально требуется предусмотреть постепенное расширение круга его участников. Сфера интересов и бизнес-стратегия проекта должны быть направлены в среду с низкими конкурентными показателями.

Немного о пресловутом человеческом факторе. Команда разработчиков и внедренцев должна обладать соответствующим опытом согласования документов, подготовки презентаций, разработки конструкторской документации и бизнес-планов. Иметь опыт защиты бизнес-планов и получения финансирования в основных банках с государственным участием, согласования проектов в Министерстве регионального развития, Министерстве экономического развития и торговли, Министерстве промышленности и энергетики. Уметь подтягивать тяжелую артиллерию — специалистов, имеющих прямые выходы на президента и премьер-министра РФ. Обладать продвинутыми PR и GR технологиями.

Теперь к вопросу «что делать?». В Поволжье нет современного производства технологической тары и средств малой механизации, изготовления деталей машин с применением современных экологичных защитных покрытий, массового производства электромобилей, корпусов судов из сборных пластиковых элементов и т.д. Нет много того, что востребовано рынком.

Известно, что детали машин разделяются на тела вращения и корпусные детали. Даже двигатель автомобиля представляет собой тела вращения: валы, цилиндры и шестерни, размещенные внутри корпусных деталей.

Предлагается создать вертикально-интегрированный промышленно-финансовый холдинг по производству технологических конструкций и деталей машин: изделий с применением пространственно-рамных конструкций из различных конструкционных материалов и пластмасс. Пространственно-рамные конструкции находят свое применение повсеместно: в машиностроении, строительстве, медицине, электротехнике и т.д.

В первую очередь должна быть создана мощная связка маркетинговой и юридической служб, задачей которой станет поиск заказов на производство, согласование цен на выпускаемую продукцию и заключение договоров на закупаемое сырье, материалы и полуфабрикаты, т.е. контроль ценообразования на всех этапах процесса: закупка-производство-сбыт.

Второй по значимости планируется сделать службу управления проектами. Она будет обеспечивать как полноценное внедрение проекта и общий контроль над бизнесом, так и контроль над запуском его отдельных частей и ходом производства. Эти службы должны начать свою работу синхронно.

Успех всего проекта напрямую зависит от взаимодействия этих служб. Основным результатом их деятельности можно будет признать обеспечение заказами производства и поддержание оптимального соотношения цены, качества и сроков поставок.

Если говорить об укрупненной схеме функционирования холдинга, то его работа начнется с заготовительного производства. Потребуется участок заготовок, на котором металлические и пластиковые профили будут резаться в размер. Если стандартные профили не подойдут, то необходимые можно согнуть из листа или из ленты.

Производство нужно оснастить технологиями современной продольной и поперечной резки металлов, трубо- и листогибки, чистовой вырубки типа «файнтул», упаковки и утилизации отходов. Продукция заготовительного производства поступит в основное производство и на свободный рынок как частным, так и корпоративным потребителям.

Продукцией основного производства станут рамы и полурамы различных профилей и конструкций для трансмиссий автомобилей, пространственные рамные конструкции для кузовов и кабин автомобилей, тракторов, сельхозтехники и средств малой механизации, фюзеляжи для самолетов и планеров, корпуса для моторных лодок и маломерных судов, технологическая тара и оборудование для складов.

Также будут выпускаться металлические конструкции для легковозводимых зданий и сооружений, легкие гусеницы для самодвижущейся техники, баллоны для хранения газов под давлением и т.д. Бытовой спрос обеспечит производство оконных конструкций и дверей, акриловых ванн, душевых кабин, оборудования для лифтового хозяйства.

После основного производства продукция поступит в цех защитных покрытий, где заготовки и изделия будут обезжириваться, покрываться защитными покрытиями для консервации, окраски или гальванопокрытия. Данное производство тоже будет действовать не только для обеспечения потребностей холдинга, но и в интересах внешних рынков — предприятий ОПК, автопрома, авиационной промышленности.

Особой гордостью холдинга должно стать гибкое сборочное производство, разделенное на несколько участков сборки: технологической тары, электрических пультовых шкафов, электромобилей, фюзеляжей, складского оборудования, пожарного оборудования и т.д.

Здесь хочется подробно остановиться на производстве электромобилей в рамках холдинга, тем более что о соответствующей инициативе уже знает губернатор Владимир Артяков.

Замечу, что вопрос начала массового производства электромобилей во всем мире назрел уже давно. Причем если отечественные производственные решения в части классического автотранспорта отстают от общих мировых тенденций довольно существенно, то электромобилестроение везде находится примерно в одинаковом положении: массового выпуска нет, рынки потребления свободны, а конструкционные решения являются общими для всех. В этом отношении российские разработки находятся на уровне не ниже мирового.

Если во главу угла будет поставлен вопрос обеспечения не только внутренних, но и экспортных потребностей, то планируемые объемы производства электромобилей действительно позволят создать в Самарской области до 10 тысяч рабочих мест.

Международный интерес к теме подтверждается в частности подписанным 9 сентября прошлого года Меморандумом о Взаимопонимании при разработке и запуске на рынок электромобилей на топливных элементах. Ведущие мировые автомобильные производители высказались в поддержку электромобилей, использующих топливные элементы в качестве источника энергии. Законодатели инновационных технологий в области альтернативных источников энергии, к которым Россия почему-то не относится, сделали очередной шаг, приближающий общество к экологичным транспортным средствам.

Указанный документ свидетельствует о фактических намерениях автомобильных концернов запустить в серийное производство целый ряд транспортных средств, использующих в качестве источников энергии топливные элементы. Официально предполагается, что начиная с 2015 г. будет выпущено несколько сотен тысяч высокотехнологичных автомобилей с нулевым выбросом.

Принимая во внимание, что каждый производитель намерен воплощать собственную продуктовую и коммерческую стратегию, нацеленную на опережение конкурентов, электромобили могут выйти на авансцену и раньше положенного срока.

Количество автомобилей в мире неуклонно растет, также увеличивается и количество автовладельцев. Автомобили с минимальным и нулевым выбросом вредных веществ в ближайшем будущем имеют хорошие шансы завоевать популярность и помочь в достижения глобальной цели минимизации выбросов .

На протяжении последнего десятилетия правительства разных стран и ведущие автопроизводители совместно с представителями энергетического сектора уделяют пристальное внимание этой проблеме, а в качестве приоритетного типа топлива для машин рекомендуют использовать водород. Практика показывает, что производство, хранение, транспортировка водорода и развертывание оборудования, необходимого для использования этого газа в качестве топлива, не представляет серьезных технических трудностей.

Для обеспечения рыночного успеха электромобилей с топливными элементами следует построить достаточно плотную водородную инфраструктуру. Эту сеть необходимо «сплести» к 2015 г. так, чтобы она распространялась от крупных городов вглубь соответствующих регионов. Производители, подписавшие Меморандум о Взаимопонимании, уже поддержали идею создания европейской водородной сети со стартовой точкой в Германии и одновременной разработки проектов строительства водородной инфраструктуры в других частях земного шара. Отправными точками в соответствующих регионах предложено сделать, к примеру, США, Японию и Корею.

России по странной традиции отводится роль потребителя чужих технологий.

Проект по постановке на производство электромобилей, предложенный инициативной группой губернатору, является самостоятельным проектом в рамках создания на самарской земле холдинга по производству рамных конструкций и деталей машин.

Реализация проекта имеет большой инфраструктурный смысл для Тольятти.

Электромобиль рассматривается не только как конечный продукт производства, но и как основа для создания экологически чистой среды. В перспективе в Тольятти должны «под ключ» строиться заправки для электромобилей от обычной электросети и от солнечной энергии. Электромобили могут создать предпосылки для создания электродромов, которые, в свою очередь, сформируют элементы городской инфраструктуры. Опытные образцы электромобилей можно испытать в тольяттинских отделениях ФГУП «Почта России», при доставке питания в образовательные учреждения, во внутренних перевозках городских больниц, работе на спортивных сооружениях, экскурсионных поездках и т.д. Администрации г.о. Тольятти необходимо рассмотреть возможность выхода с законодательной инициативой о принятии программы ускоренного перехода на электрические транспортные средства в вышестоящие органы власти, а в качестве своего вклада — принять городскую программу как составную часть областной. Далеко за примером ходить не надо. Осенью прошлого года Правительство Франции невзирая на кризис заявило о принятии 10-летней программы перехода на электромобили, предусматривающей инвестиции в размере 2,5 млрд. евро.

Применительно к нашим условиям Программа Самарской области по внедрению электромобилей может выглядеть так:

— поставить на производство три типа электромобилей; гамму гольфкаров — для обслуживания спортивных сооружений, зон отдыха и медицинских учреждений; гамму электротягачей — для обслуживания промышленных объектов; гамму электромобилей с использованием кузовов и трансмиссий известных брендов — для выхода «линейки» массовых городских электромобилей, например, «Калина-Электро»;

— предусмотреть в бюджете Самарской области из средств бюджета РФ 5 млрд. р. на создание стимулов для производства и приобретения электромобилей, а также для модернизации инфраструктуры;

— в ближайшие 5 лет создать в Самарской области 20 тыс. зарядных установок, а к 2020 г. — до 100 тыс.;

— около половины зарядных станций установить в частных домовладениях, а остальную часть в офисах и на предприятиях, чтобы обеспечить сотрудников возможностью подзарядки своих электромобилей в течение рабочего дня;

— 5 тыс. зарядных установок запланировать к размещению в общественных местах;

— часть выделяемых финансовых средств использовать для стимулирования производства передовых аккумуляторных батарей;

— поддержать идею организации массового производства электромобилей на базе холдинга по производству деталей машин в г.о. Тольятти;

В целях создания условий для закрепления лидирующих позиций России в области электромобильных технологий и для успешного внедрения электрических транспортных средств на территории остальных субъектов РФ необходимо:

— обеспечить в 2010 г. запуск в эксплуатацию 50 показательных электроподзарядных станций в городах Самара и Тольятти;

— внести соответствующие изменения в генпланы развития городов в целях интеграции электромобилей во все планы модернизации транспортных систем;

— помочь университетам, учредившим программы развития конструкций аккумуляторных батарей;

— закупить за счет средств бюджета 5 тыс. электромобилей до 2015 г.;

— утвердить и внедрить выплату субсидии потребителям при покупке электромобиля в размере 50 тыс. р.;

— обеспечить все машины возможностью домашней подзарядки с использованием стандартных разъемов;

— начиная с 2012 г. снабжать все новые здания Самарской области со стояночными площадками установками по подзарядке машин;

— начиная с 2012 г. требовать создания электроподзарядных установок во всех офисных зданиях;

— использовать и продвигать разработку стандартных электромобилей с внешней зарядкой;

— содействовать местным властям и предприятиям с государственным участием в получении льгот при создании ими зарядных станций для электромобилей;

— разработать проект организации и развития региональной сети подзарядки электромобилей;

— содействовать мероприятиям по утилизации и переработке батарей.

Г.о. Тольятти обладает всеми необходимыми ресурсами, кроме финансовых, для создания вертикально-интегрированного промышленно-финансового холдинга по производству конструкций и деталей машин. Наиболее приемлемая форма будущего предприятия — государственно-частное партнерство. Технологическая цепочка может быть полностью замкнута предприятиями Самарского региона. Количество рабочих мест, создаваемых на предприятиях-участниках проекта, составит не менее 10 тыс. в зависимости от портфеля заказов холдинга. Фиксированная составляющая — не менее 5 тыс. Речь о работниках заготовительного, прессово-сварочного производств, производства защитных покрытий. В сборочном производстве постоянными сотрудниками будут мастера и бригадиры, а рабочих оформят по срочным контрактам — на три месяца. Устойчивая работа предприятия будет зависеть от степени развития маркетинговой службы: квалификации ее сотрудников и лоббистских способностей руководителей. Объем товарной продукции может достигать 30 млрд. р. в год.

Когда мы задумали построить автосборочный завод в Чечне, многие крутили пальцем у виска, зачем, мол, они придумали и скоординировали этот проект, и полезли туда, куда лезть, казалось бы, незачем. Нам нужен был прецедент: построить сверхсовременный завод там, где его, с точки зрения обывателя, построить невозможно. Мы отработали технологии. И в 2010 г. при соответствующей поддержке губернатора Самарской области мы привезем туда и соберем там столько автокомплектов, сколько потребуется. Кстати, в проекте электромобиля Чеченской республике отводится роль организатора производства гаммы электромобилей для обеспечения Олимпиады-2014 в Сочи.

Кроме того, мы принимали непосредственное участие в оформлении многомиллиардных кредитов по ряду проектов субъектов РФ с ведущими российскими банками, в том числе с Внешэкономбанком, а наши проекты инновационного развития некоторых регионов признаны экспертами эталонными.

Мы понимаем, что важнейшим является вопрос кадрового обеспечения предлагаемого проекта, поэтому еще в начале декабря направили наши предложения по сотрудничеству руководителю проекта «Кадровый резерв — профессиональная команда страны» Юрию Котлеру, а теперь надеемся на понимание и на кадровый резерв проекта в Самарской области. Тем более, что резервисты горят желанием оказывать помощь отечественному автопрому. Полагаю, проект спасения Тольятти мы обязательно реализуем. Если это нужно. А это нужно.

Дополнительно по теме:


Что Путину делать с АВТОВАЗом?

Публикуем заметки известного эксперта автомобильной промышленности России Тимура Хубаева, вице-президента ЗАО «Объединенные консультанты ФДП». Визит Владимира Путина во Францию на прошлой неделе оставил много вопросов. Мы — богатая страна, но сырьевая, и там нас опять восприняли именно так. В России иностранные производители ищут дешевое сырье, а заодно рынки сбыта высокотехнологичной продукции. И от этого горько и обидно. >>>

*