Фантастическая лента Джеймса Кэмерона «Аватар», вышедшая на экраны в канун Нового года, заняла второе место по кассовым сборам за всю историю кино. Фильм уже заработал один миллиард сто тридцать миллионов долларов и уступает пальму первенства лишь «Титанику» – детищу того же режиссера. Меж тем Кэмерон готовится к съемкам новой ленты – об атомной бомбардировке Хиросимы.

Недавно он приобрел права на экранизацию книги Чарльза Пеллегрино «Последний поезд из Хиросимы: Воспоминания выживших».

Творческий климат планеты в этом году можно смело сравнить с климатом природным. Перепады температур, отклонения от нормы и, конечно, сюрпризы. Так, во Франции, атмосфера накалилась из-за забастовки работников крупнейших музеев – Лувра, Д»Орсэ, Версаля.

В Австрии задули ветры перемен – на Зальцбургском музыкальном фестивале заявлено о смене художественного руководителя.

В Лондоне, в шекспировском театре «Глобус» поставили спектакль «Christmas Cracker» – «Рождественская хлопушка». В год 445-летия со дня рождения драматурга «Глобус» впервые не закончил сезон в ноябре, а удивил зрителей декабрьскими спектаклями. Прохладно, конечно, но зрелище того стоит.

***

В кино главным ньюсмейкером года стал Каннский фестиваль с очень сильной конкурсной программой. Среди прочих здесь были представлены ленты режиссеров, чьи работы неизбежно привлекают внимание. Результат оказался противоречивым. «Антихрист» Ларса фон Триера в Каннах стал самым громким провалом конкурса и был жестоко освистан. «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино также мало порадовали каннских ценителей. Впрочем, магия режиссерского имени сыграла не последнюю роль. Уже за первый уикенд проката в Америке фильм стал самой кассовой лентой Тарантино. Более 120 миллионов долларов в США, около 200 миллионов – в Европе. И скромно – около 6 миллионов долларов – в России.

Педро Альмодовар со своими «Разомкнутыми объятиями» оказался предсказуемо качественным. Может быть, поэтому главный приз Канн достался не ему, а австрийцу Михаэлю Ханеке за «Белую ленту» – фильм, исследующий природу человеческого насилия.

Вообще в иностранных фильмах в этом году стало больше жестокости, секса и агрессии, способных вызвать шок. Российские фильмы в этом году не производили мировых сенсаций и не брали главных фестивальных призов. Зато «Золотого Венецианского льва» как лучшая актриса года получила Ксения Раппопорт – за роль в фильме Джузеппе Капотонди «Двойной час». А мультипликатор Константин Бронзит вошел в Американскую академию киноискусства.

Подробнее: Телеканал Культура

Телеканал Культура

*