Ледовая переправа 2009-2010 — правила и рекомендации
15 ноября на территории Приволжского региона стартовала операция «Ледовая переправа 2009-2010», которая закончится с началом весеннего ледохода.
Декабрь – один из самых опасных месяцев в году: лед на водоемах только начинает становиться. Подтверждение тому – гибель двух рыбаков на первом льду. Первое происшествие случилось 22 ноября на р. Самара, недалеко от с. Рубежное. Рыболовы заметили на льду прорубь и оставленные рыбацкие снасти. Вызвали спасателей: они вытащили на берег тело утонувшего рыбака. Другое происшествие случилось 14 декабря в Ставропольском районе вблизи т/б «Поршень». Рыбак провалился в полынью по личной неосторожности.
В последние годы на территории Самарской области лед характеризуется скорее как непрочный и непригодный для переправ, как пеших, так и автомобильных. Последний раз пешеходная переправа открывалась в 2002 г., автомобильная – в 1998 г.
Во избежание несчастных случаев на водоемах в зимний период Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России по Самарской области напоминает:
ледоставом называется прочный неподвижный ледяной покров на водной поверхности.
Характер льда, его толщина, прочность во многом зависят от температуры воздуха, продолжительности морозов, состава воды, скорости течения. Ровный, гладкий, однородный лед образуется на защищенной от ветра поверхности воды. Он характеризуется отсутствием на его поверхности различных предметов, кусков льда, торосов, снежных сугробов. Безопасной толщиной льда для пребывания одного человека считается 7 сантиметров, для большего количества людей (когда возможно официальное открытие ледовой переправы) – 15 см и более. Тонкий лед находится у берегов, в местах слияния рек и их впадения в озеро, на изгибах, излучинах, около вмерзших предметов, поземных источников, в местах слива в водоемы теплых вод и канализационных стоков. Чрезвычайно опасным и ненадежным является лед под снегом и сугробами. Опасность представляют собой полыньи, проруби, трещины, лунки, которые покрыты тонким слоем льда. Большую опасность и непредсказуемость представляет собой ледяное покрытие болот, на котором всегда имеются «окна» с тонким льдом.
Для первого выхода на лед нужно выбрать безопасное и удобное место спуска с берега. Старайтесь не упасть на крутом и скользком берегу, чтобы не скатиться на лед, который может быть непрочным и проломиться. После выхода на лед по нему следует постучать палкой: если на поверхности появится вода, раздастся характерный звук – треск – или лед начнет прогибаться, играть под ногами – необходимо незамедлительно вернуться на берег.
Для того чтобы уменьшить вероятность проламывания льда и попадания в холодную воду необходимо знать и выполнять следующие основные правила:
Прежде чем выйти на лед, убедитесь в его прочности. Помните, что человек может погибнуть в воде в результате утопления, холодового шока, а также от переохлаждения через 15-20 минут после попадания в ледяную воду.
Используйте нахоженные тропы по льду. При их отсутствии, стоя на берегу, наметьте маршрут движения, возьмите с собой крепкую длинную палку, обходите подозрительные места.
В случае появления типичных признаков непрочности льда: треск, прогибание, вода на поверхности льда – немедленно вернитесь на берег, идите с широко расставленными ногами, не отрывая их от поверхности льда, в крайнем случае – ползите.
Исключите случаи пребывания на льду в плохую погоду: туман, снегопад, дождь, а также ночью.
Не катайтесь на льдинах, обходите перекаты, полыньи, проруби, край льда. При отсутствии уверенности в безопасности пребывания на льду лучше обойти опасный участок по берегу или дождаться надежного замерзания водоема.
Никогда не проверяйте прочность льда ударом ноги.
Будьте предельно осторожны на первом льду!
*