Вещественные доказательства преступлений дизайнеров
Выставка «Böse Dinge» (что в буквальном переводе значит «Злые или Плохие вещи»), проходящая в берлинском Музее вещей, посвящена не классике дизайна, а, наоборот, — кичу и дурновкусию.
Перечница и солонка
В 1909 году известный историк искусства Густав Пацаурек (Gustav Pazaurek), директор штутгартского Музея прикладного искусства, открыл в своем музее новый «Отдел заблуждений в вопросах вкуса». Отдел состоял исключительно из отрицательных примеров. Так Пацаурек разоблачал и иллюстрировал различные проявления и аспекты дурновкусия. Позже он издал книгу «Хороший и дурной вкус в прикладном искусстве», в которой детально систематизировал и классифицировал разнообразные ошибки. Были предусмотрены четыре главных категории, которые дробились на подкатегории, которые еще дальше уточнялись и ветвились, создавая иерархическую систему описания бесконечных «преступлений» от дизайна.
Борьба за правду материала
Куратор берлинской выставки Имке Фолькерс (Imke Volkers) говорит о том, что «в эпоху индустриальной революции и начала массового промышленного производства разнообразных предметов потребления часто делались попытки с помощью новых технических средств выпускать товары, которые выглядели дорогими и затратными. Одной из иллюстраций являются экспонаты из оригинальной экспозиции Пацаурека — гипсовые вазы, которые выглядят так, как будто они сделаны из меди, или вещи, которые кажутся серебряными, но на самом деле являются дешевыми металлическими сплавами. Это была «Ложь материала», маниакальное увлечение роскошью, которой следовало избегать. Материал не должен был лгать».
Новая эпоха, старые грехи
Напротив витрин с экспонатами столетней давности выставлены и современные товары, которые подпадают под классификацию Пацаурека. Сегодня пластиковое покрытие пола, имитирующее дерево или керамическую плитку (то есть «ложь материала»), хорошо известно и протеста уже не вызывает.
Заставляет вздрогнуть зубная щетка, у которой с противоположной стороны — вилка. Или раскладной швейцарский нож, в котором среди бесчисленных лезвий — компьютерная флешка. Или обнаженная женщина, вполне «дизайнерская» по виду. Одна из ее грудей — солонка, вторая — перечница. Или подставки под мобильные телефоны в виде черной могилы. Или часы с портретом Саддама Хусейна и домашние тапочки с ликом Барака Обамы.
***