Спустя чуть более года после конфликта между президентом РФ Борисом Ельциным и парламентом, который привел к серьезнейшему внутриполитическому кризису, расстрелу Белого дома и поставил страну на грань гражданской войны, произошло событие, отразившееся на судьбах тысяч граждан России и самой России, ставшей на долгие годы заложницей «чеченского вопроса».

Ровно 15 лет назад, 11 декабря 1994 года российские войска пересекли административную границу с Чеченской республикой. Началась первая чеченская кампания, целью которой было продекларировано наведение конституционного порядка.

События, которые привели к вооруженному конфликту, начали развиваться с осени 1991 года, когда руководство Чечни заявило о государственном суверенитете и выходе республики из состава РСФСР и СССР. В течение последующих трех лет там распускались органы советской власти, отменялось действие законов РФ и параллельно началось формирование вооруженных сил Чечни во главе с верховным главнокомандующим, президентом республики, генералом советской армии Джохаром Дудаевым. Вооруженные силы Чечни получили в свое распоряжение оставленное еще со времен СССР на территории республики стрелковое оружие и военную технику.

Кроме того, как вспоминает первый зампред ЦК КПРФ, соратник главного оппонента власти Геннадия Зюганова Иван Мельников, происходило это все на фоне лозунга первого президента России Бориса Ельцина: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить».

Однако, по мнению руководства страны, Чечня захотела слишком много независимости и стала источником не только региональной угрозы, но и международного терроризма. И 9 декабря 1994 года Ельцин подписал указ «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской республики и в зоне осетино-ингушского конфликта», а 11 декабря началась операция по восстановлению там конституционного порядка.

Военные действия в республике продолжались в течение почти двух лет. Потери федеральных сил в первой чеченской войне составили, по официальным данным, 4,103 тысячи убитых, 1,906 тысячи пропавших без вести, 19,794 тысячи раненых.

После двух лет кровопролитных боевых действий, которые велись по всей территории Чечни, и выплескивались за ее пределы в виде террористических актов и рейдов боевиков, после смерти президента Чечни Дудаева в результате прямого попадания авиационной ракеты, были подписаны Хасавюртовские соглашения. Подписание прошло через месяц после президентских выборов, победу на которых с минимальным перевесом над лидером КПРФ Геннадием Зюгановым одержал действующий президент Борис Ельцин, приезжавший в Чечню незадолго до второго тура, где он на броне БТР подписал указ о выводе российских войск.

Итоговые подписи под Хасавюртовским миром, который некоторые считали поражением России, а некоторые — избавлением от войны, поставили секретарь Совета безопасности РФ Александр Лебедь, занявший эту должность между первым и вторым туром президентских выборов после призыва своих сторонников голосовать за Ельцина, и начальник штаба вооруженных формирований сепаратистов Аслан Масхадов.

Карьера миротворцев впоследствии сложилась по-разному. Александр Лебедь из-за разногласий с президентом покинул пост секретаря Совбеза и, выиграв выборы, стал губернатором богатейшего Красноярского края, а Аслан Масхадов одержал победу на выборах и занял пост президента Чечни. Губернатор Александр Лебедь погиб в 2002 году в катастрофе вертолета, а в 2005 году спецназ ФСБ РФ в подземном бункере уничтожил лидера сепаратистов Аслана Масхадова.

После подписания Хасавюртовских соглашений Чечня де-факто стала независимым государством. В республике были введены нормы шариата, и из-за отсутствия реальной централизованной власти чеченская тема на долгие годы стала больной для России. С бывшими полевыми командирами, в одночасье ставшими легитимными политиками, было невозможно договориться ни по одному вопросу. За несколько лет республику покинули тысячи русских семей, представителей других национальностей.

От террора страдали ближайшие к Чечне регионы. С каждым годом укреплялся авторитет воинственной части чеченского руководства, которая при поддержке иностранного капитала ставила перед собой цель создания независимого, исламского государства от Черного до Каспийского морей.

После вторжения летом 1999 года в Дагестан боевиков Шамиля Басаева и араба Хаттаба началась вторая чеченская кампания. В республике был введен режим контртеррористической операции, который длился почти 10 лет и был отменен только 16 апреля этого года. В результате второй кампании практически все лидеры боевиков были уничтожены.

Для тех чеченцев, которые находились в отрядах боевиков, но не совершили преступлений, была объявлена амнистия. Многие бывшие сепаратисты перешли на сторону легитимного чеченского руководства, которое возглавил бывший муфтий, сторонник России Ахмад Кадыров. В республику были направлены колоссальные средств на восстановление экономики.

Внимание к чеченской проблеме не ослабевало все это время по разным причинам. И одна из них — серия страшных терактов, ответственность за которые брали на себя именно чеченские сепаратисты. Взрывы домов в Москве, Буйнакске и Волгодонске осенью 1999 года, захват заложников в Театральном центре на Дубровке в октябре 2002 года и ужасный террористический акт в школе Беслана 1 сентября 2004 года.

Зампред ЦК КПРФ Мельников считает, что многих жертв можно было избежать, если бы в свое время были приняты какие-то другие решения. Но, как отмечает Мельников, история не знает сослагательного наклонения, а расставить все на свои места может только время, которого пока прошло не так уж и много.

11/12/2009

01:15:00

РИА Новости

*