Говорят, что «Евровидение»– конкурс политический. Дескать, победители определяются исходя из политических предпочтений и симпатий глав европейских стран. Они, вручая главный приз, обозначают ту страну, которая наиболее симпатична свободной Европе. И только на втором месте – собственно, труд поэтов и композиторов, аранжировщиков и ис-полнителей, участвующих в конкурсе.

Так ли это? Просмотр «Евровидения-2004» меня порадовал. Как всегда, отличилась динамичной мелодией конкурсантка из Турции, порадовали эстетически – хореографией и сценическим имиджем исполнители из Великобритании (им есть на кого равняться, — на знаменитых The Beatles) и Чехии.

Признаться, я надеялся, что Юля Савичева, эта акселератка из проекта «Фабрики Звезд» поразит европейскую публику. Но… не случилось! Не помог ни профессиональный английский перевод, ни ультрамодерновая дэнс-группа парижских юношей, привлеченная российской конкурсанткой для подтанцовки. Все оказалось тщетно. Да и после вы-ступления, когда многонациональное жюри выставляло оценки, выяснилось, что за Юлю проголосовали далеко не все.

Нас поддержали только Белоруссия (12 баллов), Латвия и Украина (по 10 баллов), Эстония (8 баллов), Литва, Израиль и Кипр (по 6 баллов), Финляндия (4 балла), Греция (2 балла) и Сербия (1 балл). Остальные члены жюри предпочли не выказывать поддержку Юле Савичевой. К слову, по правилам конкурса, российским болельщикам было запреще-но участвовать в телефонном голосовании за соотечественницу. Что, как мне кажется, не совсем справедливо. Вспомнилась история прошлогоднего «Евровидения», когда «Тату» имели очень большой рейтинг именно по результатам телефонного голосования. Но, к сожалению, голоса тех, кто поддержал «Тату», дозвонившись со всего мира на конкурс, жюри в расчет не приняло.

Уже по-завершении нынешнего конкурса, когда выяснилось, что победительницей «Евровидения-2004» стала украинская певица Руслана с композицией «Дикие танцы», в студии Первого Канала в ток-шоу Андрея Малахова, публика и эксперты стали обсуждать причину провала российской певицы. Впрочем, провал здесь имеется в виду чисто симво-лический. Все же, благодаря полученному на «Евро-2004» одиннадцатому месту, Юля Савичева открыла дорогу на конкурс будущего года для новых российских исполнителей. Кое-кто из экспертов во время полемики обронил мысль, что нужно было посылать на конкурс Андрея Данилко. Мол, дерзкая и строптивая бабенка – Верка Сердючка, имеющая шарм и слегка косящая под трансвестита, обеспечила бы России если не первое, то уж третье место наверняка. Спорное утверждение. Не всегда то, что для российских музыкальных фанов – райское наслаждение, однозначно воспринимается западной публикой. Вспомним откровенные провалы на прошлых «Евро» наших суперзвезд – Аллы Пугаче-вой и Филиппа Киркорова. Вспомним, как болезненно реагировали они на непризнание собственного таланта.

Может быть, причина в том, что западный зритель привык к другим стандартам? Дело не в разнице мелодий и текстов. Дело во внутренней свободе исполнителя. Потому, если бы меня спросили, кого послать на следующий конкурс «Евровиде-ние», я, как это ни странно, назвал бы группу «Ленинград».

Конечно, «Ленинград», с его шокирующими текстами напоминает кич. Не из-за этого ли прошлой осенью мэр Москвы Юрий Лужков категорически запретил концерт этой группы в столице? Однако, «Ленин-град» высоко оценен на Западе. И не за ненормативную лексику, что частенько присутст-вует в его текстах. Скорее – за дух свободы, и, если угодно – вызов обществу, который группа бросает в каждой своей песне. Рискну предположить, что выступая на «Евровидении» «Ленинграду» удалось бы если не очаровать, то хотя бы не оставить равнодушными благополучных западных меломанов.

«Тату» в прошлом году сумели сделать нечто подобное. Да, безусловно, эта группа до сих пор неоднозначно воспринимается в России. Да и на Западе тоже. Есть в «татуш-ках» что-то от некогда популярной “Army of lovers”. Подружки-татушки пару лет назад так зажигательно пели про мальчика-гея, что эта песня стала хитом даже среди самых пуританско воспитанных меломанов. Потом пришел новый хит – «Не верь, не бойся, не про-си». Оставим в стороне лексическое достоинство композиции и довольно бесхитростную, на мой взгляд, аранжировку. И что же? Все равно песня стала суперхитом. Более того – «Тату» обрели поклонников в Западной Европе и Японии, в Австралии и Америке. Чего, увы, не удалось ни Алле Борисовне Пугачевой, ни «Премьер-Министру» с «Мумий Трол-лем». «Тату» с серебряным призом на «Евровидении» оказались на одной планке с Алсу, которая получила такую же оценку в теперь уже далеком 2000-м году.

Следующей весной «Евровидение» будут принимать в Киеве. Знакомый, недавно вернувшийся с Украины рассказал, что сегодня Киев – вполне европейский город. Кого номинирует Россия в 2005-м на конкурс исполнителей песни? Не хотелось бы, чтобы это были конкурсанты очередной «Фабрики звезд». Слишком уж они напоминают клониро-ванных близнецов. Обертка у всех яркая, не спорю. И мелодии, и тексты – выверены на двести процентов. Но нет, к сожалению, той яркой индивидуальности, которая обозначает в артисте творческую личность и очаровывает зрителей, заставляя рукоплескать таланту.

Эммануил Некант

*