Хаос, который воцарился в Нью-Йорке сразу же после обрушения башен-близнецов 11 сентября 2001 года, надолго запомнится руководителям городских служб. Кто должен принимать решения в момент террористической атаки? Какая из служб отвечает за спасение людей, за эвакуацию, за разгребание завалов, за поиск злоумышленников, за наведение порядка? Эти вопросы особенно важны для крупнейшего мегаполиса Америки, поскольку до сих пор четко не разграничены полномочия и мера ответственности полиции, пожарных и других ведомств.

Во вторник и среду в помещении Нью-Скул-юниверсити проходят публичные слушания с участием членов национальной комиссии по терактам против США. На них выступят министр внутренней безопасности Том Ридж, бывший мэр Рудольф Джулиани, руководители городского управления по чрезвычайным обстоятельствам Джозеф Бруно, полиции Рей Келли, пожарной службы Николас Скоппетта и другие нынешние и прошлые главы правоохранительных и спасательных служб.

Несогласованность действий и подковерное соперничество «лучших» (то есть полиции) и «храбрейших» (то есть пожарных) давно уже являются тайной Полишинеля. В отличие от других городов, где вопрос «кто главный?» давно и четко прописан в муниципальных скрижалях, в Нью-Йорке продолжается упорное межведомственное перетягивание каната. Но, как сообщает газета «Нью-Йорк таймс», похоже, дело сдвинулось. Администрация Блумберга объявила компромиссе, достигнутой между заинтересованными сторонами. В соглашении детально оговорено, кто за что отвечает в той или иной гипотетической ситуации.

Например, в случае обрушения здания пожарные будут проводить спасательные и прочие меры. В случае гражданского неповиновения командовать будут полицейские. Что важно, оговорены десять вероятных ситуаций, включая атаки с применением химического, биологического и радиологического оружия и взрыв мощной бомбы, при которых ведомства согласились действовать в тесной связке. Впрочем, эти протоколы тут же попали под яростный обстрел критиков, включая представителей пожарного департамента и экспертов по терроризму. Их претензии суммировал капитан Питер Горман, президент Ассоциации сотрудников пожарной службы: «Этот документ формализует хаос, возникший 11 сентября. Он никоим образом не определяет, кто будет руководить операциями».

Это-то и есть главный вопрос, оставленный без ответа. Координация, унификация, сплочение – слова хорошие, но должно быть единоначалие, вертикаль власти, без которой любая операция обречена на сумятицу, дублирование и даже анархию. Представители комиссии по терактам не раз высказывали озабоченность ситуацией именно в Нью-Йорке. Согласно федеральному плану, в городах должна создаваться система чрезвычайного командования (Incident Command System) на случай серьезных терактов. В Нью-Йорке пока такой единой системы нет.

Но «процесс пошел» с подписанием протокола, и этому, например, очень рад упомянутый выше Джозеф Бруно, занявший пост главы управления по червычайным ситуациям в апреле. Он назвал соглашение «прорывом» и пообещал, что городские службы будут вместе тренироваться и координировать свои усилия.

Как отмечает Уильям Рашбаум в газете «Нью-Йорк таймс», на протяжении последних двух с половиной лет копы и пожарные вели закулисную борьбу за доминирование в борьбе с террористической угрозой. Глава полицейских Рей Келли и главный пожарный Николас Скоппетта так бы и продолжали глухую борьбу амбиций, если бы не узнали об одном важном обстоятельстве. Дело в том, что министерство внутренней безопасности решило, что выдаст Нью-Йорку большой грант на антитеррористическую защиту только при условии создания унифицированной системы командования. Так что в июле прошлого года боссам пришлось наступить на горло своим амбициям и согласиться на учреждение такого центра. Переговоры шли со скрипом. Как свидетельствуют наблюдатели, полиция требовала контроля практически в любой ситуации.

Почему так обрадовался Бруно? Да потому что наконец-то удалось четко обозначить сферы «решающей компетенции». Так, пожарные имеют пальму первенства в вопросах поиска людей и их спасения. А ведь в структуре полиции также существует подразделение по спасению жертв. Дублируются и другие важные функции, например, защита от угрозы применения опасных химических материалов, спасение людей на воде и вызволение жертв дорожных катастроф из искореженных автомобилей.

Хотя формально «главнокомандующий» так и не определен, протоколы нью-йоркских мудрецов впервые обозначают приоритеты для конкретных сценариев терактов. К примеру, сразу же после теракта начинается криминальное расследование, при том, что спасение уцелевших жертв остается главной задачей на первом этапе. Позже, когда спасать уже некого, лидерство получает следственный департамент.

А кто руководит в тех самых десяти вероятных ситуациях Большой Беды? Тот, кто располагает «решающей компетенцией». Среди этих ситуаций – авиационные катастрофы, угрозы здоровью населения, аварии на железной дороге, крупные выключения электроэнергии, а также случаи применения химического, биологического и радиологического оружия. Таким образом, если рухнет здание, то командование берет на себя пожарное ведомство, поскольку оно имеет самый большой опыт реагирования на такие ситуации в прошлом. Полицейские будут вынуждены подчиняться указаниям борцов с огнем в случаях пожаров (что понятно и без протоколов), застрявших лифтов и всяких инцидентов в закрытых помещениях. А вот полиция получит бразды командования при атаках снайперов, волнениях гражданской публики, крушения судов и угроз взрыва бомб.

Как напоминают эксперты, подобный же кондуит был разработан в 1996 году, но так и не был воплощен в жизнь из-за упорного нежелания пожарных и копов мирно поделить полномочия. Уильям Рашбаум пишет, что тот план отличается от новой договоренности как минимум в одном важном пункте. Полиция будет командовать в случае химической, биологической, радиологической и ядерной угрозы, а пожарные под их началом призваны заниматься спасением жертв, локализацией и обеззараживанием опасной зоны. С подчиненным статусом пожарные, кстати, не согласны, поскольку считают себя более опытными и квалифицированными специалистами в этой области. Недоволен и председатель городской комиссии по общественной безопасности член горсовета демократ Питер Валлоне: «Все равно ничего не понятно. Оно (соглашение) рождает больше вопросов, чем ответов».

Но главного результата городские власти вроде бы добились. Нью-Йорк выполнил условия для получения федерального антитеррористического гранта, отмечает газета «Ньюсдей». По сообщению Брайана Роркасса, представителя министерства внутренней безопасности, на эти нужды для всех больших городов администрация Буша выделяет 3,5 млрд долларов, и до октября Конгресс должен распределить этот пирог. «Мы убеждены, что командный центр управления Нью-Йорком в чрезвычайных обстоятельствах подходит под требования для получения гранта», — констатирует Стив Шарро, ответственный федеральный чиновник.

Столкновение амбиций полиции и пожарных Нью-Йорка напоминает борьбу нанайских мальчиков. Интересно, а как аналогичные проблемы решаются в других крупных городах страны?

Грэм Реймен из «Ньюсдей» провел беглый анализ и подвел черту: таких проблем практически не существует, поскольку от Чикаго до Лос-Анджелеса, от Филадельфии до Финикса сферы компетенции четко разграничены, а принципы единоначалия ясно определены. В большинстве городов пожарные координируют операции поиска и спасения людей, проверки опасных химических материалов, вызволение жертв дорожных катастроф. Полиция руководит вопросами безопасности, безопасности на транспорте и поддержания общественного порядка. В других городах не наблюдается параллелизма, так мешающего Нью-Йорку в разграничении полномочий.

В Филадельфии четыре года назад принят чрезвычайный план, расписываюший детально распределение функций между всеми правоохранительными и спасательными службами. В Чикаго решающее слово оставлено за пожарным департаментом, который делегирует конкретные полномочия полиции и другим ведомствам. В отличие от Нью-Йорка, чикагскаяч полиция не имеет своей спасательной службы и подразделений по химической угрозе и вызволению людей из поврежденных движущих средств.

Эксперты подчеркивают важность четкого разделения функций. «Мы обеспечиваем спасение людей на суше и на воде, защиту от химической угрозы, — говорит Рик Ласки, глава пожарной службы Льюисвилла, пригорода техасского мегаполиса Даллас — Форт-Уорт. – Мы не пытаемся влезать в дела с заложниками или в дорожные происшествия. Нужно знать, где провести разграничительную черту. Нельзя всем браться за все сразу».

Теория, как известно, поверяется практикой. Очередные антитеррорические учения прошли в Нью-Йорке на станции сабвея «Боулинг-Грин» в Нижнем Манхэттене. Отрабатывалась координация действий полиции, пожарных и других служб на случай бомбы, подложенной террористами. В учениях участвовали примерно тысяча агентов федерального, штатного и местного подчинения.

Мэр Блумберг остался доволен результатами учений. «Люди прибыли, люди сотрудничали, люди нашли фальшивую бомбу, — сказал мэр. – Оказана помощь как бы пострадавшим. Это были хорошие учения».

Однако газета «Нью-Йорк пост» не преминула добавить ложку дегтя в бочку меда. Впрочем, добавила сама жизнь, а газета «не смогла молчать». В ходе учений один из пожарных входил на станцию «Боулинг-Грин», когда на него неожиданно набросился полицейский и «уронил» на землю. Жертве повезло, она отделалась легким испугом, поскольку приземлилась на спину. А на спине был рюкзак с кислородным баллоном, который сработал как амортизатор при ударе.

Нападавшего спросили, зачем он это сделал. Тот, как оказалось, был в полной уверенности, что в учениях принимают участие только полицейские и только они имеют право входить в опасную зону. Вот такой дурацкий казус, который никак пока не прокомментировали представители городских властей.

«Тот факт, что два ведомства занимаются одним и тем же, служит фундаментальным препятствием любому соглашению по вопросу единого чрезвычайного командования. Единственным человеком в городе, кто может решить эту проблему, является мэр».

Это точка зрения профессора-криминалиста Гленна Корбетта из юридического колледжа Джона-Джея. Итак, «подвесим» вопрос, на который, будем надеяться, в скором времени ответит Майкл Блумберг. Кто же главнее в критической ситуации: полиция или пожарные?

05.17 03:56 pm | Г. Ляровский NRS.com

NRS.com

*