Белый дом предстал в Каннах в черном свете. На крупнейшем кинофестивале Европы состоялась скандальная премьера документального фильма «9/11 по Фаренгейту» режиссера Майкла Мура. Он пытается доказать, что семья президента США дружит с семьей Усамы бен Ладена, а также заглядывает за кулисы военных действий в Ираке.

Полиция держит последний рубеж обороны. До знаменитой каннской лестницы, затянутой в алый бархат, менее 100 метров. В прошлом году профсоюзу актеров-почасовщиков удалось сорвать театральный фестиваль в Авиньоне. Свой успех они намерены повторить на главном европейском кинофоруме.

На баррикады их зовут лидеры антиглобалистов Жозе Бове и американский режиссер Майкл Мур — бесспорно самые популярные персоны нынешних Канн. «Я здесь, чтобы поддержать французских актеров. Они вправе отстаивать свои интересы как угодно», — говорит Мур.

Документальный фильм «9/11 по Фарренгейту», представленный Муром на фестивале, — один из вполне вероятных претендентов на Золотую пальмовую ветвь. 17 мая — его премьера. 9/11 — это 11 сентября. Фильм снят в жанре документального расследования, на основании которого Мур заявляет о связях семьи Буша с саудовским истеблишментом, а главное — с семьей бен Ладена. Посредником в этих связях якобы был некто Джеймс Бад, представлявший дела Салема бен Ладена.

Даже тем, кто не видел фильмов Майкла Мура, памятна его речь лауреата во время вручения премии «Оскар». Размахивая статуэткой, режиссер обвинил администрацию Белого Дома в «клиническом идиотизме», несколько раз прокричав: «Стыдитесь, господин Буш». На пресс-конференции в Каннах Мур свою мысль развил, рассказав, как страдают от цензуры его коллеги по цеху. «Мелу Гибсону (он серьезно помогал нам деньгами) позвонили из президентской администрации и предупредили, что двери в Белый дом могут закрыться для него навсегда», — рассказал Майкл Мур.

Ударными местами в фильме также стали интервью американских солдат, рассуждающих о бессмысленности иракской войны и рассказ о том, кто помог семье Бен Ладена тайно покинуть Америку в сентябре 2001-го. Компания «Уолт Дисней», которой принадлежит снимавшая фильм студия «Мирамакс», сделала все возможное, чтобы лента не попала в монтаж, а позже препятствовала его прокату, чем обеспечила картине беспрецедентное «паблисити» задолго до премьеры.

Вступив в борьбу с двумя американскими символами — Джорджем Бушем-младшим и Микки Маусом, Майкл Мур напомнил своим оппонентам о том, что в стране пока еще действует первая поправка Конституции США, гарантирующая свободу слова. Примечательно, что арбитром в этом споре выступает тоже своего рода символ, правда другой, более молодой Америки, — председатель жюри Каннского фестиваля Квентин Тарантино, решение которого станет известно уже на этой неделе.

Алексей Михалев

17.05.2004 20:39

Вести.Ru

*