В Москве состоялся брифинг «Социальные последствия экономического кризиса в условиях моногорода на примере ситуации в Тольятти», на котором была изложена позиция Института глобализации и социальных движений (ИГСО), сформированная на основании продолжительных исследований и итогов профсоюзного семинара, проведённого совместно с Всероссийской Конфедерацией Труда в Тольятти 18 ноября этого года.

Директор ИГСО Борис Кагарлицкий, ещё раз отметил, что социальные проблемы Тольятти не исчерпываются ситуацией на АВТОВАЗе. Но все они порождены кризисом и не могут быть разрешены независимо от судьбы главного предприятия города. И здесь существует три важных момента.

Во-первых, заявления о том, что кризис достиг дна, далеки от действительности. На самом деле, наблюдается сокращение темпов падения, но суммарное количество закрывающихся и сужающих производство предприятий всё равно увеличивается. При сокращении производства, даже, несмотря на меры, принимаемые правительством, итогом является сокращение спроса, что естественно сказывается на состоянии рынка. Поэтому ожидать в ближайшее время резкого увеличения спроса на продукцию российского автопрома не стоит.

Во-вторых, Борис Юльевич отметил, что меры правительства, в основном, не направлены на поддержание социальной сферы, это лишь конкретные, точечные меры по предотвращению социальных конфликтов. И здесь мы видим очень опасный зазор: социальная напряжённость как раз и является подчас следствием крушения этой оставленной без внимания социальной сферы. Ярким примером подобного сценария было Пикалёво.

«Отверточное производство означает гибель автомобильной промышленности в России как единой самодостаточной отрасли. Расчленение огромного завода на несколько мелких предприятий означает, что перед правительством встанет задача не закрыть огромный завод и одномоментно оставить без работы почти сотню тысяч человек, а постепенно закрывать более мелкие предприятия», — полагает Борис Кагарлицкий, директор ИГСО. По его словам, рабочих по мере необходимости будут успокаивать то пособиями, то общественными работами, то переводами на временную работу и т.п.

Между тем: АВТОВАЗ – ключевая, но не единственная проблема Тольятти. Но никакой целостной социально ориентированной стратегии по отношению к городу не просматривается.

В-третьих, Борис Кагарлицкий отметил то, что профсоюзное движение в Российской Федерации пока не является тем субъектом, который может добиться реализации требований и интересов трудящихся. И дело не только в том давлении, которое оказывает на независимые профсоюзы власть. И тем более не в терпении народа. Проблема скорее в том чрезвычайном доверии, с которым наше общество привыкло относиться к власти. Люди ждут от власти поддержки в любых вопросах. Власть для них является той последней инстанцией, которая не оставит своих граждан никогда. И как раз здесь, как раз благодаря этим неоправданно оптимистичным ожиданиям людей, возможен реальный всплеск недовольства, в тот момент, когда эти ожидания будут обмануты. Непродуманные, неадекватные меры власти, или отсутствие этих мер там, где они необходимы, могут привести к возникновению конфликтогенной ситуации. И причиной будет – банальная обида на власть, обманувшую ожидания.

Подробнее: Институт глобализации и социальных движений (ИГСО)

Институт глобализации и социальных движений (ИГСО)

*