Не только драгоценные металлы, табак и шоколад подарили Старому Свету доколумбовы цивилизации Месоамерики – региона, охватывающего большую часть Мексики и Центральной Америки. Самые разнообразные виды лечебных растений, произраставших лишь на далеком континенте, быстро заняли почетное место в арсенале европейских фармацевтов.

Древние индейцы, населявшие территорию Мексики, были прекрасными знатоками диких трав и пользовались ими не только для лечения любых недугов, но и чтобы вызывать духи богов, которым поклонялись. Молва о познаниях туземцев докатилась до испанского короля Филиппа Второго, пославшего вскоре в Америку медика Франсиско Эрнандеса собирать бесценные травы. Через пять лет исследователь привез в Европу более трех тысяч видов лекарственных растений.

Обо всем этом рассказала мексиканский этнолог Дора Сьерра, автор исследования «Растения, приношения и ритуалы центральной Мексики», которое она представила в Национальном институте Антропологии и истории.

В отличие от европейцев народы Месоамерики воспринимали растения не просто как флору или единицу биологического разнообразия. «В их понимании, рождающиеся из земли живые организмы обладают волшебной силой, и древние индейцы с их помощью вступали в контакт с божествами», — отметила Сьерра на презентации своего научного труда. По ее данным, индейские племена неизменно использовали травы в религиозных церемониях. Например, для ритуалов, посвященных богу дождя Тлалоку, собирали желтые цветы, известные под названием «яутли» или срывали цветки сапотилового дерева.

Другим очень важным и даже священным растением для древних предков нынешних мексиканцев был табак. Индейцы верили, что табачный дым помогает людям общаться с богами. «Встрече» с божествами, как они считали, способствует и аромат благоухающих растений, неизменно украшавших все ритуальные помещения.

Участники церемоний время от времени «прикладывались» и к настоям трав, обладающих психотропными свойствами. А сведения об использовании галлюциногенных грибов в ритуальных обрядах можно встретить в рукописях ХVI–ХVII веков, где есть упоминание о божественном грибе «теонанакатль», что на языке индейцев науа означает «плоть бога». И сегодня индейские шаманы, употребляя этот гриб, входят в измененное состояние сознания, находясь в котором, они якобы общаются с духами, предсказывают будущее, исцеляют людей, одним словом, занимаются всем тем, что положено делать шаману. Съев во время ритуала такие грибы, обладающие якобы магическими свойствами, люди впадали в состояние транса и у них появлялись галлюцинации.

При раскопках в Гватемале были обнаружены каменные скульптуры, изображающие мифические существа с поднимающимися над ними грибами. Первые упоминания о волшебных грибах встречаются и в хрониках испанских монахов, переселившихся в ХVI веке в Мексику. Они писали, что среди местных аборигенов было распространено употребление некого гриба, вызывающего видения.

Центральная Америка и Мексика уникальны тем, что на этой территории произрастает самое большое число видов галлюциногенных растений, известных современной науке. Многие из них традиционно использовались индейцами. К таким растениям относятся кактус пейот, лиана «ололиуки» и так называемые «листья пастушки Марии».

Каждый год 28 сентября крестьяне в штате Морелос вывешивают над входом в свои жилища крест из растения «перикон». Оно якобы защищает от стихийных бедствий — ураганов, сильного града, «вызываемых злыми дьяволами».

Но особую живучесть проявили традиции народного врачевания. Даже несмотря на инквизицию, запрещавшую аборигенам под угрозой сожжения на костре пользоваться целебными растениями, они дошли до нашей эпохи. «Так что растения, лечившие древних индейцев, и сегодня избавляют от многих недугов не только мексиканцев, но и европейцев», — отметила этнолог Дора Сьерра.

МЕХИКО, 17 мая.

Корр. ИТАР-ТАСС Николай Паска

17.05.2004, 09.47

ИТАР-ТАСС

*