Идея с проведением референдума для продления срока президентства Путина все-таки жива. Молодежное движение «За стабильность и порядок», которому Мосгоризбирком не разрешил начать процедуру сбора подписей для плебисцита о пролонгации правления Путина до 10 лет, получило неожиданную подсказку от главы ЦИКа Александра Вешнякова.

«Юридических возможностей для назначения референдумов в период продолжающейся федеральной избирательной кампании нет», – сказал Вешняков. Из этих слов инициативные студенты сделали вывод, что их заявка была несколько преждевременной, но отнюдь не бессмысленной. И сейчас молодежь, добивающаяся удлинения президентства Путина, готовит документы для второй попытки

Повторный заход в столичную избирательную комиссию молодые поклонники Путина смогут сделать уже через месяц – после 24 июня. Именно в этот день, как пояснил Вешняков, после утверждения ЦИКом и предоставления в обе палаты Федерального собрания итогового финансового отчета, формально завершится президентская избирательная кампания. И тогда движению «За стабильность и порядок» ничто не помешает приступить к сбору 2 млн. подписей, необходимых для референдума.

Более того, нет сомнений, что документы на сей раз будут оформлены юридически безупречно: специалисты из столичной избирательной комиссии любезно разъяснили молодым людям, какие ошибки они допустили в заявке № 1.

Хватит ли у студентов сил и ресурсов для проведения столь масштабной акции, пока неясно: доподлинно неизвестно, кто за всем этим стоит. Но можно с уверенностью констатировать: если бы группы «Стабильность» не было, ее следовало бы придумать. Потому что вопрос, пройдет ли смена власти в 2008 году, с повестки дня не снят.

За последние четыре года ньюсмейкеры высказываются за продление срока Путина практически ежеквартально. Причем такие инициативы «снизу» начались с первых же месяцев его президентства. Еще в марте 2000 года о 7-летнем сроке для Путина попросил глава Карелии Сергей Катанандов. В декабре того же года фракция «Яблоко» распространила заявление о том, что кремлевская администрация начала обрабатывать депутатов Госдумы, прощупывая почву на предмет соответствующего изменения Конституции. В феврале 2001-го поддержал инициативу с 7 годами для президента тюменский губернатор Сергей Собянин. В декабре 2001 года за увеличение срока для Путина выступил новый спикер СФ Сергей Миронов. С тех пор он высказывает эту идею с завидной регулярностью.

В феврале 2002 года неизвестно по чьей инициативе данную тему подняли социологи из исследовательского центра РОМИР: они опросили москвичей и обнаружили, что 66% жителей столицы уже давно пришли к выводу, что оптимальный срок президентских полномочий – 7 лет. А в августе того же 2002 года подоспел и соответствующий законопроект – с этой инициативой выступили депутаты Магаданской облдумы. Правда, на Охотном Ряду его сочли несвоевременным. Через год, в августе 2003-го, тему актуализирует член Комиссии по правам человека при президенте РФ Камилжан Каландаров. А в октябре на Охотный Ряд поступает соответствующий законопроект от ивановских депутатов, его принимают к рассмотрению, и в феврале 2004-го эту инициативу обсуждает не только Дума, но и вся Россия. За удлинение срока для Путина выступают многие губернаторы, в том числе считающийся прогрессивным президент Николай Федоров – аккурат накануне визита в Чувашию главы государства.

Известно, что президент регулярно высказывался против пролонгации своего пребывания у власти. Но стоит отметить, что с каждым разом заявления Путина по этому поводу становились все менее категоричными. Особенно заметно изменилась интонация его комментариев в этом году. В феврале во время поездки в Чувашию он косвенно признал, что в идее с удлинением президентского срока все же есть здравое зерно: «Мне понятно, почему люди выходят с такой инициативой, направленной на то, чтобы создать более стабильные условия развития страны. Условия, при которых страна и ее граждане чувствовали бы свое более стабильное положение и стабильное развитие по основным направлениям политики, которые глава государства формулирует, и которые, как мне кажется, большинство населения поддерживает».

Но самое любопытное и, похоже, малозамеченное высказывание по данному поводу Путин сделал 12 февраля на встрече со своими доверенными лицами в МГУ. Он сказал буквально следующее: «Вот пять было бы ничего. А семь – совсем многовато… Если семь лет с полной отдачей работать, то просто с ума можно сойти». Правда, он тут же оговорился, что «лучше не трогать Конституцию». Однако все, кому надо, этот месседж о пяти годах услышали.

Вполне вероятно, что очередная инициатива на заданную тему, на сей раз поступившая от студенчества, обречена на провал, как многие предыдущие и последующие. Но из этого не следует, что речь идет о простой самодеятельности. Главное – чтобы тема не умирала, чтобы общественное мнение было заранее готово к любому развитию событий. Надо сказать, что с общественным настроением пока не все в порядке: недавний опрос группы Левады показал, что лишь треть населения будет приветствовать продление срока Путина. Практически такой же результат дало и самое раннее исследование на эту тему – проведенное РОМИРом в марте 2000 года. Впрочем, нет сомнений, что если соответствующее решение в Кремле все-таки созреет, то для него без труда найдут не только политическую, но и социологическую мотивировку.

Максим Гликин

Независимая Газета №96 (3211) 17 мая 2004 г.

Независимая Газета

*