Жители российского Севера ничего не знают ни о Киотском протоколе, ни о саммите в Копенгагене или потеплении климата, однако они рискуют оказаться его первыми жертвами. «В России не говорят о климатических изменениях», — сокрушаются экологи.

В Сибири климат сошел с ума

Alic, 3 ans, devant le troupeau de rennes de sa famille. | Photo Philippe Petit

Жители российского Севера ничего не знают ни о Киотском протоколе, ни о саммите в Копенгагене или потеплении климата, однако они рискуют оказаться его первыми жертвами, пишет Paris Match. «В России не говорят о климатических изменениях, — признает Владимир Чупров, руководитель энергетической программы «Гринпис России». — А российские политики часто говорят, что, если в тундре потеплеет на несколько градусов, хуже никому не станет». Как отмечает издание, в последние годы ненцы заметили перемены: снежные бури происходят чаще, а снежный покров тает позже, и если олени рожают детенышей до того, как сойдет снег, оленята погибают.

«В последние годы резкие похолодания омрачают сибирскую весну: из-за морозов погибают только что взошедшие мхи и лишайники, которыми питаются олени. Вкупе с увеличением числа буровых скважин это явление меняет ритм кочевания оленеводов, вынуждая ненцев под страхом истощения пастбищ искать новые земли на все более ограниченных пространствах. В этом году 165 ненецких семей были вынуждены уступить свои пастбища «Газпрому», ненасытность которого пугает их гораздо больше, чем проблемы климата. С таянием вечной мерзлоты вода впитывается в землю, вызывая оползни и наводнения. Богатые рыбой озера исчезают, а новые, пустые, появляются», — пишет корреспондент Флор Олив.

«В некоторых арктических районах средние температуры выросли почти на 4 градуса, — признает геоморфолог Федор Романенко, проводящий исследования для «Гринпис» в Московском университете. — В последнее время процесс потепления ускорился. Летом, когда земля оттаивает, льды вечной мерзлоты тают, а содержащиеся в ней газы поднимаются в воздух. В результате выделяется метан, в 23 раза более токсичный, чем углерод. Это естественный процесс, происходящий из-за химических реакций, вызванных органическими веществами, присутствующими в промерзшей земле. Но если циклы ускоряются, особенно под влиянием человеческой деятельности, поверхность земли опускается». По словам Владимира Чупрова, «это бомба замедленного действия».

На берегу Северного Ледовитого океана расположена метеостанция Мара-Сале, построенная в 1914 году. В 1956 году она была перестроена; тогда она располагалась в 300 метрах от береговой линии, теперь она нависает над берегом. Ее директор, Александр Павлович, хотя и считает все разговоры о потеплении климата «выдумкой», признает, что эрозия береговой линии происходит все быстрее: с 2004 года море ежегодно отвоевывает в среднем по 2 метра суши, в прошлом году оно продвинулось на целых 7 метров, а перелетные гуси прилетели в мае, на месяц раньше обычного, пишет газета. Еще один невиданный факт: вот уже третий год белые медведи выходят на берег и бродят в поисках пищи. По данным международной статистики, с начала века средняя температура здесь увеличилась на 3 градуса.

Владимир Чупров с горечью констатирует, что современные общества постоянно увеличивают потребление в погоне за удовольствиями: «Нам нужно все больше нефти, газа, металла. Если будущие поколения ускорят этот процесс, нам понадобится пять таких планет, как эта, для удовлетворения наших потребностей», — приводит издание слова активиста «Гринпис».

Источник: Paris Match

InoPressa.ru ссылка на статью

*