Знаменитый «Берлинер ансамбль» отмечает 60-летие
«Эпоха науки и социальных революций требует особого рода зрелищ», — считал Бертольд Брехт. Мечта выдающегося драматурга о новом, эпическом, интеллектуальном и остросоциальном театре — достойном нового века, сбылась в 1949-м году, когда на сцене созданного самим Брехтом и его женой — актрисой Еленой Вайгель — театра — «Берлинер ансамбль» — состоялась первая премьера.
В эти дни один из знаменитейших театров мира отмечает 60-летие. Все эти годы он верен принципам отца-основателя: служить зеркалом сегодняшней реальности и идти на самые дерзкие режиссёрские эксперименты. Разумеется, в репертуаре сохраняются все пьесы самого Брехта, но разве они успели устареть?
В этот дом Брехт переехал всего за три года до смерти. Отсюда до его любимого театра всего 7 минут пешком. И только один взгляд из окна – до кладбища, где он хотел быть похоронен.
Брехт думал о смерти свободно, без страха. Окна его комнаты в доме на Шоссейной улице 125 выходили на кладбище Доротеен, где он заранее выбрал место для могилы. Ему нравилась мысль, что когда-нибудь он окажется в компании уважаемых им Гегеля и Генриха Манна.
Вернер Риман, актер: «Берт был очень разносторонним человеком, остроумным и гостеприимным. В их с Вайгель доме всегда собирались друзья – актеры, режиссеры, единомышленники».
Елена Вайгель устраивала чудесные застолья для друзей и учеников, всегда готовила сама и обязательно что-нибудь эдакое. Оценить кулинарный талант Вайгель сегодня можно в маленьком ресторанчике в подвале дома, где жили Брехты. В меню – несколько блюд по рецептам актрисы. Мы заказали одно – тафельшпитц – нежная говядина в бульоне и овощах. Вся прелесть – в контрасте соусов – острого яблочного хрена и сладкого абрикоса. Сочетание не сочетаемого – любимый прием Вайгель. Да и Брехта тоже. Интерьер здесь составлен из декораций первых брехтовских спектаклей. Здешний светильник – в прошлой жизни – прожектор из «Мамаши Кураж».
Сценическое меню «Берлинер ансамбль» во многом осталось в наследство от Брехта и Вайгель. Сейчас у театра 5 сцен – против 2-х, которыми располагали основатели. А вот новых названий в репертуаре – значительно меньше, чем при Брехте.
Герман Вюндрих, драматург театра «Берлинер ансамбль»: «Огромное количество спектаклей, спрос на которые не утихает годами. Мы не ставим много в течение сезона. В основном, сосредоточены на Брехте и немецкой классике».
Кроме постановок Клауса Паймана – многолетнего художественного руководителя театра, здесь идут спектакли Роберта Уилсона, Георга Табори, Хайнера Мюллера. Каждый из них – самостоятельный классик. Актер и режиссер Манфред Карге пришел в театр в 1958-м, по приглашению Елены Вайгель. В январе он поставит еще один брехтовский хит – «Кавказский меловой круг». Говорит, ничего особо в пьесе не изменил – так, мелкие штрихи и детали. А еще Манфред Карге знает секрет жизненной силы текстов Брехта.
Манфред Карге, актер, режиссер: «Пока в мире существует неравенство, пьесы Брехта будут популярны. В самых сильных его произведениях – глубокий анализ капиталистической системы. Все, что происходит с нами сегодня. Но мне лично кажется, что Брехт больше всего – поэт. Во-первых, во-вторых, и, в-третьих».
После объединения Германии наследие Брехта, права на которое принадлежит его дочери Барбаре, стало более доступным материалом для экспериментов молодых режиссеров. Однако ни одного сколько-нибудь заметного так и не случилось.
Подробнее: Телеканал Культура
*