15 ноября в залах Самарского областного художественного музея состоится открытие персональной выставки самарского художника И.П.Цыбульника, живописца и графика, члена Союза Художников СССР с 1941 года. Открытие приурочено к 100-летию со дня его рождения.

И.П. Цыбульник родился 3 октября 1909 года в г. Киеве, в семье служащего.

В 1940 г. он закончил живописный факультет Всеукраинского художественного института по мастерской заслуженного деятеля, народного художника СССР А.А.Шовкуненко.

Дипломная работа «Горький на плотах» была признана большой удачей, экспонировалась на Всесоюзной выставке дипломных работ в Москве. В результате совсем молодым, в 1941г., И.П. Цыбульник становится членом Союза Художников СССР.

Годы войны для И.П.Цыбульника были суровым испытанием. В оккупированном Киеве в Бабьем Яру погибли его близкие. Художник пешком, вслед за войсками советской армии, приходит в Куйбышев, где сразу же включается в жизнь Союза художников – создает плакаты Окон ТАСС со стихотворными текстами, сочиненными им самим. По личным впечатлениям от увиденного во время своих скитаний, а также по результатам работы в Студии военных художников им. М.Грекова, И.П. Цыбульник пишет картины «Падаль», «На Запад и на Восток», «Десант в Керченском проливе», «Прокладка морского кабеля через Керченский пролив», «Портрет маршала Рокоссовского». Дорогами войны И.П. Цыбульник дошел до Берлина, создав множество рисунков, этюдов, картин. В конце 1945, мобилизовавшись, он возвращается в Куйбышев, где по мотивам своих киевских этюдов пишет картину «7 ноября 1943 в освобожденном городе Киеве».

Постепенно художник обращается к теме послевоенного возрождения страны. Им создается целая серия этюдов и картин о строительстве Куйбышевской ГЭС: «Начало стройки Куйбышевской ГЭС», «Работают копры» и др. В 80-е годы по материалам творческих командировок он пишет картины «На Жигулевской птицефабрике», «Строительство завода СК в Тольятти».

В 1950-80–е гг. И.П.Цыбульник пишет портреты близких ему людей – жены, друзей, знакомых — «Автопортрет военных лет с женой» (1943), «Портрет жены на фоне старинного собора» (1984).

В то же время художник много работает над пейзажем, уделяя основное внимание работе на натуре. Появляются серии (циклы) этюдов и картин – «сюиты» на определенную тему – «Зимняя сюита» (1958), «Волжская сюита» (1955-1960), «Сюита о Мордовии» (1961-1962).

Значительное место в творческом наследии художника занимает натюрморт. Он любил писать цветы, красивую посуду, фрукты, овощи, предметы быта.

Через всю творческую жизнь И.П. Цыбульник пронес верность реалистическим традициям в искусстве, став одним из наиболее ярких представителей социалистического реализма среди самарских художников. Выставка полотен И.П.Цыбульника будет интересна не только художникам – профессионалам, но и школьникам, студентам и всем, любящих искусство, сообщает Министерство культуры и молодежной политики Самарской области.

*