Иномарка карман не потянет. Недолго мучиться “ладушкам” ("МК")
В том, что Россия сегодня переживает автомобильный бум, не надо никого убеждать. Любой из нас последствия этого бума может наблюдать каждый день, выйдя на улицы города. Или просто выглянув в окно…
Японское нашествие
Импорт новых легковушек в I квартале этого года составил 94 тыс. автомобилей. В основном эта цифра обязана пяти японским брэндам. Toyota увеличила поставки в 6,5 раза, Honda — в 5,6, Mazda — в 5,2, Subaru — в 4,7 и Nissan — в 2,7. А ведь еще пару лет приоритеты были совсем иные — лидировали Daewoo, Skoda, которая уступала совсем немного, и Hyundai. Корейцы хотя и остались в первой пятерке, но вот уже третий квартал подряд уступают лидерство Toyota и всеволожскому Ford Focus.
Не менее резко изменилось отношение и к подержанным машинам, ввозимым частными лицами, например, из Германии, Голландии и Литвы. Ввоз сократился больше, чем в два раза. Причем, как нетрудно догадаться, почти вся эта “помойка” пришлась на регионы, где преобладают невысокие заработки. А Дальний Восток как ездил на праворульных японках, так и продолжает ездить, и продать там какую-либо новинку просто нереально.
Чехи в ауте
Резко сдают свои позиции Mercedes и BMW (их цены явно остаются завышенными), но больше всего пострадала Skoda. В марте почти все официальные дилеры прекратили закупки новых машин и не знают, как избавиться от тех, что уже есть на складе. Продажи чехов упали более, чем в пять раз. Несмотря на то цены вернулись на уровень 2002 г. и упали на $2000—3000. За самую дешевую базовую модель Fabia с 1,2 л мотором просят 12,5 тыс. у.е., тогда как более качественная немецкая Opel Corsa с таким же движком продается на тысячу дешевле. А “шкодовский” Superb и вовсе задаром не нужен…
Кто последний? За мной не занимать
Но наиболее острая конкуренция сегодня наблюдается в гольф-классе, в машинах диапазона 10—20 тыс. долларов. Начиная с осени прошлого года в Москве сложилась ситуация, напоминающая давно подзабытые времена социализма. Практически ни одну японскую, корейскую и немецкую машину до 30 тыс. нельзя купить без предварительной записи. Чем дешевле автомобиль, полностью отвечающий критерию “цена—качество”, тем длиннее очередь. Так, например, в очереди за Toyota Corolla можно простоять почти год, а на новинку рынка Mazda 3 заказы принимаются чуть ли не на март 2005 года. Не лучше обстоят дела и с приобретением Hyundai Getz и Elantra Mitsubishi Lancer и Space Star, российский Ford Focus и немецкий Ford C-Max, Opel Astra и новый VW Golf V серии. Даже Toyota Camry по цене около 34 тыс., и та идет исключительно под заказ. Особенно поражают успехи брэнда Mazda — марки, которую еще три года знал лишь избранный круг знатоков.
Машины российской сборки Kia Rio и Hyundai Accent днем с огнем не сыщешь. Можно найти Daewoo, но цвет точно выбрать нельзя — что дают, то и бери. Во многом такой ажиотаж объясняется двумя причинами. Первая — что активно развивается продажа машин в кредит и большая часть приобретается именно таким образом. Вторая — клиент стал действительно разборчив, выбирая к базовой версии то количество дополнительных опций, которые ему по вкусу и по кошельку. Таким образом, сейчас уже почти не встретишь двух абсолютно одинаковых машин. У каждой своя комплектация.
Еще несколько тенденций не остались незамеченными. Теперь никого не удивишь такими ранее неизвестными понятиями, как “хэтчбэк”, “пикап”, “кабриолет”. Почти до нулевой отметки скатилась торговля по системе “trade in” (сдал старую машину за полцены, доплатил и купил новую), и стали набирать обороты продажи американских автомобилей, ранее не пользовавшиеся никаким спросом.
“Форд” дешевле ВАЗа?
2004 год, судя по его началу, обещает быть рекордным. Оптимистические прогнозы иностранных дилеров подкреплены недавним сенсационным заявлением премьера правительства Михаила Фрадкова. На переговорах о вступлении России в ВТО он пообещал г-ну Проди снизить пошлину на ввоз иномарок с 35 до 20%. Вступление страны во Всемирную торговую организацию ожидается не ранее 2005 года, но за оставшиеся 8 месяцев вряд ли российским автопроизводителям удастся создать хоть минимально конкурентоспособный (пусть даже чем-то напоминающий корейский) автомобиль. И широко рекламируемая нынче вазовская “Калина” положения не спасет. Ведь, как следует из другого заявления руководства из Тольятти, подушки безопасности, системы ABS и кондиционеры на наших авто появятся не ранее 2007 года. Если заявление Фрадкова будет воплощено в жизнь, то смерть нашего автопрома последует мгновенно и даже без судорог.
Еще более агонистичным для тех, кто пытается в стране создавать “велосипед”, выглядит предложение Министерства промышленности и энергетики снизить с 30 до 3%, т.е. в 10 (!) раз, пошлины на комплектующие. Если и эта идея воплотится в жизнь, то соревноваться с питерскими Ford, калининградскими BMW, тольяттинским Opel и таганрогскими Hyundai можно даже и не пытаться. По утверждениям руководства представительства “Форд Мотор СНГ”, цена при этом раскладе на питерский Focus будет почти на $1,5—2 тыс. ниже вазовской “десятки”.
Комментарии, как говорится, в данной ситуации излишни.
Но все же.
Владимир Каданников, председатель совета директоров ВАЗа:
— Цена любой машины зависит от себестоимости. Все вопросы по этому поводу к поставщикам, которые ломят цены. Мы находимся в данный момент в безвыходном положении.
Сергей Сергеев, начальник ГАИ Московской обл.:
— В плане аварийности любая иномарка, даже старше 5 лет, на порядок выше русской машины. Обидно, но следует это признать.
Сергей Луговой, пресс-секретарь ОАО “ГАЗ”:
— Мы никогда не стремились побороть инавтопром и шли путем снижения, а не повышения цен. Новая “Волга” стоит около 7000 у.е., и это вполне удобоваримая цена для машины данного класса.
Равиль Зарипов, гендиректор ПО “ЕлАЗ” (Татария):
— Чем ниже цена, тем лучше для покупателя. Для нас общее снижение цен будет только в плюс.
Большинство представительств иностранных брэндов ответили, что для них это (пусть даже предварительное решение) — хороший знак. Если “процесс пойдет”, ответили нам в один голос, то цены с момента принятия решения упадут ровно на столько, на сколько и пошлина.
Правда, непонятно, как потом передвигаться по Москве, уже сегодня парализованной “пробками”.
МК-Воскресенье
от 16.05.2004
Дмитрий ШАВЫРИН
*