Историю Троянской войны знают даже те, кто не читал Гомера. «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына». Троянский конь. Ахиллесова пята. Пророчества Кассандры. Троя будет разрушена. Но «Троя» (Troy) в постановке опытного немецкого ремесленника Вольфганга Петерсона – не просто блокбастер, а символическое для Голливуда событие.

Жанр пеплума, напыщенной постановки из древней истории, был его визитной карточкой с самого рождения. Он же его чуть не погубил. В начале 1960-х годов, пытаясь отвлечь зрителей от телеэкранов, ведущие студии разорялись, вкладывая непомерные средства в «Клеопатр» и «Варрав». С тех пор о пеплуме в Голливуде не заикались, как о веревке в доме повешенного. Лед сломал Ридли Скотт с яростным «Гладиатором» (2000). За британцем в седую древность потянулись и все остальные. «Троя» – первая ласточка нового античного безумия: вскоре появятся сразу две кинобиографии Александра Македонского и ремейк любимого фильма советских мальчишек «300 спартанцев».

Кое-что за сорок лет изменилось. Если ранее, в докомпьютерную эпоху, сцены чудес были козырными в любом пеплуме, то из современной интерпретации «Илиады» напрочь исключены боги, принимавшие активное участие в битве за Трою. Они оказались неуместны в наши дни, то ли чересчур рациональные, то ли слишком христиански-фундаменталистские. Но основной принцип постановки неизменен в своей простоте: всего должно быть много. Прежде всего знаменитых актеров.

Брэд Питт, сыгравший Ахилла, стал во время съемок неожиданно трепетно для атамана «бойцовского клуба» относиться к своей внешности. Собственные ноги показались ему недостаточно вирильными: в кадре их подменяют ноги дублера. Красавчик Орландо Блум сыграл Париса. Актер шекспировского репертуара, экс-Боромир и экс-Вронский Шон Бин стал Одиссеем, Брайан Кокс – Агамемноном, а привычный носить доспехи со времен «Храброго сердца» Брендон Глисон – Менелаем.

Но синефилам наибольшее наслаждение доставит появление на экране британских звезд 1960-х годов, живых иллюстраций к учебнику актерского мастерства. Питер О`Тул, бестия, обаяшка, аристократ-маргинал и величественный хулиган, сыграл Приама. Безусловно, актер забавлялся, добавляя последнего царя Трои к своему послужному списку, в котором уже есть Август, Тиберий из полупорнографического «Калигулы», Генрих II (дважды), император Лилипутии, аж три ангела из «Библии» (1966) Джона Хьюстона и президент Гинденбург, приведший к власти Гитлера.

Фетиду, мать Ахилла, сыграла Джули Кристи, муза независимого британского и американского кино, Лара, придававшая чувственность клюквенному «Доктору Живаго» (1965) Дэвида Лина, и безжалостная пожирательница мужчин из легендарного фильма Джона Шлезингера «Дорогая» (1965). В отличие от своих молодых партнеров по фильму и она, и О`Тул собственными глазами видели величие и крах пеплумов. И смотрят на новую битву за Трою с отстраненной мудростью, компенсируя отсутствие «уволенных» сценаристом олимпийцев.

В московских кинотеатрах с 20 мая.

Фильм оценил Михаил Трофименков

от 14.05.04

Коммерсантъ

*