28, 29 октября в Самарском театре кукол пройдут обменные гастроли Чувашского Государственного театра кукол (г. Чебоксары).

Чувашский государственный театр кукол, основанный в 1945 году, — не только один из старейших в России, но и, безусловно, один из самых своеобразных. Творческая жизнь этого замечательного коллектива не сосредоточена лишь на своем регионе — труппа регулярно выезжает на фестивали и гастроли. В конце октября она посетит и наш город: на сцене Самарского театра кукол юные зрители смогут увидеть и оценить спектакль «Аленький цветочек», адресованный детям с 5 лет.

В основу спектакля положен сюжет знаменитой сказки русского писателя Сергея Аксакова. У главной героини спектакля Дашеньки — любящее сердце, она добра и великодушна. Ее не занимают ни наряды, ни украшения, а только семья и забота о близких. Ради батюшки родимого отправилась Дашенька к Чудищу лесному. Не испугалась душа-девица страшного вида Чудища, а, напротив, за доброту и милость полюбила его всем сердцем. Не поддалась Дашенька искушению остаться с батюшкой и сестрицами, когда гостила в родительском доме, а вернулась к своему другу сердечному. Не смогло устоять злое колдовство – отступило, добрые чары любви превратили безобразное Чудище в прекрасного Принца, и скоро свадебные колокола возвестили о соединении двух любящих молодых сердец. Добро восторжествовало.

Премьера «Аленького цветочка» состоялась 2 ноября 2002 г. в Чувашском государственном театре кукол. Постановку осуществил режиссер из Санкт-Петербурга Василий Дерягин, он же является и автором инсценировки. Имя Дерягина известно довольно широко: он поставил более 90 спектаклей, которые включены в репертуар театров кукол 26 городов России.

Особого внимания в «Аленьком цветочке» заслуживает сценография. Для ее автора, художника-постановщика Ольги Гончаровой (г. Санкт-Петербург), характерно использование больших масштабов с несколькими планами и различными сценическими решениями. Так, спектакль «Аленький цветочек» сочетает в себе классическую ширму с «черным кабинетом» — особым приемом, который позволяет зрителю полностью окунуться в фантазию. Игра актеров за ширмой дает зрителям возможность полюбоваться «живыми» куклами, а «черный кабинет» эффектно подчеркивает сказочные чудеса. Особая манера художника в изображении лиц кукол, которая отличает театральных художников Санкт-Петербургской школы, подчеркивает сказочность персонажей.

Также следует отметить язык спектакля: в нем много устаревших, архаичных русских слов, не используемых в современной речи. В. Дерягин не случайно сохраняет аксаковский текст — таким образом на сцене создается определенный исторический колорит. Для зрителей будет полезным и интересным услышать своеобразную речь, которая напоминает один из старинных русских диалектов, хотя в 18-19 столетиях на Руси так говорили повсюду. В музыкальном сопровождении спектакля звучат фрагменты сочинений русского композитора Александра Лядова и русские народные мелодии.

«Аленький цветочек» поможет юному поколению осознать вечные ценности, понять, что такое добро и зло, жадность и щедрость, бескорыстие и зависть, а также научиться отделять истину ото лжи.

*