Что ожидает медиарынок России после кризиса, зачем нужно читать газеты, почему нельзя смотреть телевизионные новости и почему умрут гламурные журналы — об этом рассказал патриарх российской журналистики — президент факультета журналистики МГУ Ясен Николаевич Засурский. 29 октября ему исполняется 80 лет.

«Гибели газет не будет никогда»

Ясен Николаевич, все знают, и вы в том числе, что вы человек-легенда. Каково жить с таким ощущением, что это определяет в вашей жизни?

— Если к этому относиться спокойно, то нет никаких плюсов и никаких минусов. Если начать на своей репутации делать бизнес, то и плюсы, и минусы появятся. Считаю, что моя легендарность — это хорошее отношение ко мне журналистов. Я их тоже очень люблю. Но, конечно, никогда не злоупотребляю этим. Пользуюсь, конечно, тем, что практически никто не отказывает мне, когда приглашаю к нам на факультет выступить перед студентами. А больше — никогда и ни в чем.

Вы никогда не думали о том, что останетесь в истории? В истории факультета как минимум.

— Нет, никогда не думал. Чтобы остаться в истории, надо что-то сделать, написать, подготовить. Конечно, я как ученый этим занимаюсь. Накануне моего юбилея, совсем недавно, вышла книжка под моей редакцией «К мобильному обществу: утопии и реальность». Я высоко оцениваю её полезность.

За последние 20 лет так много изменилось в мире и нашей стране, очень изменились профессии. И, наверное, как никакая другая, изменилась профессия журналиста. Как вы оцениваете эти перемены в развитии журналистики, как смотрите в будущее?

— Думаю, что перспективы есть. Мне кажется, что есть перемены естественные: скажем, переход на дуализм — выпуск печатный, выпуск в интернете. Можно читать газету не только в Москве и не только купив её — вы получаете дополнительных читателей. Если у вас появилось что-то интересное, вашу газету читают больше людей. Это положительный момент. Другой момент: газеты, конечно, страдают от недостатка финансирования. Это серьезная проблема. Если даже взять соотношение рекламы телевизионной и печатной, не может быть никаких сравнений.

В связи с этим многие предрекают гибель печатным газетам вообще.

— Этого не будет никогда. Печатные СМИ в том же интернете будут собирать рекламу. Эта реклама никуда не уйдет, потому что рекламодатель идет на ваш бренд, когда вы делаете газету. Захочет он рекламу в Сети — пожалуйста, захочет на бумаге — пожалуйста. Пока у нас рекламный рынок в интернете не очень развит, но за этим будущее — за границей доходы от рекламы интернет-изданий превышают доходы печатных версий. Но в конечном счете деньги получает все-таки бренд.

Серьезная проблема последних лет на медиарынке — это недостаточное финансирование газет. На мой взгляд, это приводит к тому, что даже сильнейшие издания утрачивают многое, становятся слишком односторонними. В последние годы в погоне за узким сегментом рекламодателей у печатных СМИ практически исчезла широта подхода к освещению новостей. Скажем, жизнь за рубежом: немногие газеты рискуют что-то написать, а если пишут, то совершенно какие-то дежурные вещи. Понятно, что рекламодателя на эти темы не найти. А читатель утрачивает представление о целостности мира.

Но ведь и в мировых газетах такого, чтобы была полная картина всего мира, тоже нет. Это общая тенденция.

— Я не думаю. Если вы возьмете газеты американские, то увидите: все-таки они дают очень много материала.

Ясен Николаевич, вы глобалист?

— Я не глобалист. Считаю, что главная задача газеты — всегда давать представление о мире вообще. Чем газета замечательна и почему она выживет? Вы берете газетную полосу и на ней видите картину мира. При наличии сайта можете часть материала давать на сайт. Но газета, повторяю, не должна, как у нас сейчас принято, становится беднее по информации.

Вы как самый большой специалист в нашей стране по выращиванию журналистов выступаете за узкую специализацию — газетчик, телевизионный журналист — или поддерживаете общемировую тенденцию, когда журналист с места происшествия тут же все снимает на видео, выкладывает это на сайт, сразу же пишет заметку, фотографирует и собирает справочную информацию?

— Мне кажется, что универсальный специалист — это хороший вариант для массовой газеты. Для качественной газеты это не нужно, потому что там необходим более серьезный анализ — должны быть серьезные журналисты. Я даже так скажу: преимущество газеты перед телевидением и интернетом состоит в том, что в газете имеются такие специалисты, которые в интернет работать не пойдут. Не потому, что они не любят его, а потому, что там меньше платят. А здесь платят им больше за качество их знаний. Возьмем «Нью-Йорк Таймс». Кто там пишет по экономике? Лауреат Нобелевской премии. Лауреат Нобелевской премии на видео ничего снимать не будет. При этом у него свой блог на сайте газеты. Это чрезвычайно интересно.

С каких газет начинаете свой день?

— «Нью-Йорк Таймс» я читаю каждый вечер, она выходит как раз к вечеру. А утром я смотрю газеты европейские — «Гардиан», «Монд».

А наши? Если не смотрите — скажите честно.

— Читаю-читаю. Это «Коммерсантъ», «Московский комсомолец». И у меня есть «Российская газета», это мне её выписала сама редакция.

Подробнее: trud.ru

trud.ru

***