Нельзя не гордиться нашей замечательной набережной! Опоясывая город с Волги, растянувшись на три района – Самарский, Ленинский и Октябрьский, набережная воистину является украшением Самары. В любое время хорошо пройтись рядом с Волгой, наслаждаясь чистым воздухом и красотой нашей любимой реки. Весна и лето – особое время в жизни набережной. Именно весной и летом здесь больше всего самарцев.

Теплые деньки располагают к прогулкам на свежем воздухе. И где, как не на нашей набережной лучше всего можно погулять, совместив променад на свежем воздухе с эстетическим удовольствием от прекрасной волжской панорамы? А если к этому добавить и пляж с нежно-желтоватым песком, что каждое лето открывается в двух шагах от набережной, то понимаешь – это одно из лучших мест отдыха в Самаре.

Но не для всех самарцев набережная – место отдыха. Для некоторых она – место работы. В первую очередь, это касается продавцов. С наступлением погожих весенних дней и до глубокой осени, набережная становится Меккой для торговых работников. Здесь появляются мини-кафе и торговые павильоны, шашлычные и чебуречные. Многочисленную армию «стационарных» продавцов дополняют продавцы мобильные. Это и бойкие женщины, торгующие мороженым и кока-колой из белых тележек-холодильников, и предлагающие пирожки бабули с походно-туристскими алюминиевыми кастрюлями за спиной, и опять же, пенсионерки, но уже с чаем, который они продают в жаркую погоду страждущим по рублю за стакан. Продавцы, работающие на набережной, трудятся, как бы не замечая друг друга.

Мне довелось наблюдать, как на расстоянии десяти метров мирно соседствовали две торговки мороженым. И обе были довольны – в День Победы мороженое пользовалось отличным спросом. Тем, кто торгует шашлыками, найти покупателей труднее. Во всяком случае, днем. Прогуливаясь в полдень 14 мая по набережной в районе Полевого спуска, где кажется, больше всего шашлычных, обратил внимание, что клиентов в них, образно говоря, кот наплакал. Пять человек на четыре внушительные шашлычные. Грустные мангальщики, подкидывая угли в потухающие мангалы, с тоской наблюдали, как гуляющие по набережной самарцы проходят мимо их заведений. Даже аппетитный дымок от жарящегося на мангале шашлыка не способен привлечь самарцев в шашлычные.

Как сказал один из отдыхающих на набережной, — цены кусаются. Одна порция шашлыка, средняя по размеру стоит 100 рублей. Вот и не рвутся люди, получающие среднюю же зарплату, откушать эту гастрономическую вкусность. Зато вечером, и особенно с наступлением сумерков, жизнь в шашлычных оживляются. В них приходит та публика, что ранее именовалась «братвой».

К счастью, сейчас вечерами шума в кафе-шашлычных поубавилось. Видимо, люди стали более цивилизованными, да и милиция стала лучше следить за соблюдением порядка. Однако, жители ближайших к набережной домов (Волжский проспект, ул.М.Горького) справедливо опасаются, что с наступлением лета их дворы и подъезды превратятся, пардон, в места общего пользования. Нет, в плане этих самых мест набережная уже сейчас вполне благоустроена: 8 рублей за вход. И, как говорится – милости просим. Но то ли по привычке, то ли из-за нежелания выстоять небольшую очередь перед тем как попасть в заветную кабинку, некоторые из наших земляков предпочитают справлять нужду в подъездах близлежащих к набережной жилых домов. Что интересно: прогулка по дворам в районе Волжского проспекта показала, что далеко не все двери подъездов оборудованы кодовыми замками. А домофонов вообще – считанные единицы. То есть – летом подъезды будут открыты для всех желающих. Что неутешительно, конечно, для жильцов, опасающихся, что их подъезды превратятся в отхожие места.

И еще несколько слов о культуре и правопорядке. Патрулирование набережной милицией, о необходимости которого немало говорилось пару лет назад, и которое было введено в прошлом году, дает свои положительные результаты. На набережной почти нет просящих милостыню беженцев, да и пьяные компании, если и появляются, то стараются держать себя в рамках приличия. Конечно, ночами случаются и драки. Но, право слово, у нас ведь не полицейское государство, чтобы к каждой беседке, и к каждому растущему в прогулочной зоне набережной дереву приставлять милиционера. Стоит, наверное, надеяться, что самарцы, пришедшие отдохнуть на набережную, даже после приема горячительного останутся прежде всего самарцами, а не самарскими горчичниками, как именовали в прошлом веке наших местных хулиганов.

На набережной пока нет организованного пляжа. Шезлонги и грибки появятся там в июне. Но уже сегодня силами городской администрации обновляется пляжный инвентарь, – ремонтируются кабинки для переодевания, горки для детей, футбольные ворота, баскетбольные щиты.

Немного огорчает, что пока на набережной очень мало скамеечек для отдыхающих. Особенно неудобно, что вблизи мини-кафе скамейки отсутствуют вовсе. Самарцы поговаривают, что скамейки исчезли по инициативе владельцев кафе, которые надеялись таким образом привлечь к себе дополнительных посетителей. Ведь в кафе есть удобные стульчики – вполне достойная альтернатива скамейкам. Одно плохо – бесплатно в кафе не посидишь, что-нибудь да придется заказывать. А иначе вас просто вежливо попросят покинуть заведение.

Еще из неудобств самарской набережной мая 2004 года – отсутствие питьевых фонтанчиков. Пара штук все же сохранилась (на Маяковском спуске), остальные – не работают. Да и в тех. Что функционируют, вода такого качества, что питьевой ее не назовешь. Конечно, кто-то скажет, что питьевые фонтанчики в наше время, когда повсюду продается великое множество прохладительных напитков и мороженого, и не нужны вовсе.

Но давайте подумаем – ведь не все могут купить «Кока-Колу» или мороженое. Да и фонтанчики часто используют не только для питья, но и чтобы просто освежить лицо струей воды в знойный летний день. Поэтому, конечно, питьевые фонтанчики – вещь нужная! Кстати, в современном Гурзуфе, который уже не один век славится как прекрасный курорт, на набережной можно насчитать до полусотни питьевых фонтанчиков. Видимо там их не считают наследием прошлого.

С наступлением действительно теплых дней появилась на волжском пляже, что в двух шагах от набережной, и загорающая публика. Это уже не первые робкие любители загара, что встречаются в марте – начале апреля. Сейчас с каждым все больше и больше самарцев приходит на пляж, чтобы позагорать. Понаблюдав за любителями солнечных ванн, нельзя не признать, что самарские девушки – самые красивые в мире, а юноши – самые радостные и романтичные. Здесь же, на еще не таком чистом, но уже – пляжном песочке, резвятся под неусыпным оком мамаш дети. Плескаться в Волге они пока не спешат. А вот песочные дворцы и замки строят вовсю. А кто-то из малышей, несмотря на то, что песок на майском пляже еще не такой теплый, как в июне-июле, копает тоннель. Совсем как в фильме «Золото Маккены». Только у нас не Америка, у нас нет индейцев. Зато есть набережная, которую мы ценим и любим.

Эммануил Некант

*