Открытие «Арт-центра» в Самаре интересно не только тем, что современное искусство уверенно выбирается из недавнего андеграунда даже в таких городах, как Самара (с ярко выраженным купеческим цинизмом, по словам историка искусства Александра Васильева).

И делается это не за счет известных столичных или зарубежных имен, а умами и талантами местных авторов. Чьими выразительными средствами становится то, что попадается под руки и под ноги: уличные таблички, часы с проходных и бухгалтерские счеты, телефонные аппараты, почетные грамоты – все, что мусором валялось на пустыре бывшего промышленного гиганта. Из этих нелепых вещиц и прочего сущего сора, явленных зрителю как арт-объекты, и предстают узнаваемые и чувственные образы недавнего социализма.

«Арт-центр» при всей его концептуальной неоднозначности может стать знаковым явлением не только для самарских знатоков и ценителей всякого искусства. На этой выставочной площадке, по которой осенний ветер гуляет наравне с прочими посетителями, а вместо потолка – балки перекрытий, бизнес заявил о себе как о покровителе современного искусства. Галерея «Арт-центр» становится частью будущего городского квартала «Самара-центр» — в будущем одного из самых амбициозных строительных проектов губернского центра. Топ-менеджер реализующей его компании Эдуард Матушкин оказался одним из тех, кому понравилось прошлогоднее «Свинство» от Фрола Веселого. По информации куратора Веселого, г-н Матушкин коллекционирует современное искусство, а одну из эпатажных фроловских работ на вернисаже в «Арт-центре» приобрел в подарок бывшему владельцу гигантского наследства ГПЗ-4.

«Модель для сборки» — первый опыт альянса разношерстных и открытых всем художественным течениям и тусовкам товарищей Фрола Веселого и солидного бизнеса. В соответствии с фамилией и характером г-н Веселый рассчитывает на его продолжение, благо топ-менеджмент «Самара-центра» переезжает с берегов Невы в город на Волге. А уж вызывать деловой интерес меценатов к современному искусству содружество Веселого берет на себя.

В «XI комнатах» современное искусство представляют как месседж зрителю со свободным мышлением

Фото: Анастасия Альбокринова

Открытое покровительство частных компаний актуальному искусству – явление незатертое, приметное и в столичных кругах. Для провинции характерны контакты бизнеса и арт-менеджеров, продвигающих «современку» в стиле Клода Моне – неясные, призрачные, как собор в Руане на его полотнах. Компания «Газпромтрансгаз Самара», например, не афиширует своих отношений с галереей «Арт-пропаганда», за год своего существования выросшей в арт-центр. Расширение сферы его просветительской деятельности (здесь, например, недавно начались лекции-перформансы городского киноведа Валерия Бондаренко) говорит о том, что арт-галереи и экономический кризис существуют параллельно, не вмешиваясь в в обстоятельства друг друга. При одном существенном уточнении: если бизнес покровительствует творчеству. В иных обстоятельствах само место действия начинает поглощать происходящее. Как то происходит с самарским «Элеватором». Отец-основатель арт-галереи Дмитрий Храмов – личность талантливая в разных сферах: архитектор, создатель фэшн-кафе. «Элеватор» (бывшее одноименное предприятие в историческом центре города) задумывался на манер московского «Винзавода»: чтобы авторы имели под одной крышей и творческие цеха, и выставочные площадки. Но, как свидетельствуют почетные представители арт-тусовки, храмовским амбициям вряд ли суждено осуществиться: для освоения огромной территории мукомольного профиля нужны средства, которые люди творчества отказываются даже посчитать, не говоря о многотрудном их поиске.

Выпускнице Самарского архитектурно-строительного университета Анастасии Альбокриновой не пришлось считать деньги, необходимые для вложения в создание галереи (да и откуда они у студентки?!). Знакомый бизнесмен отдал юному арт-директору в безвозмездное пользование бывший овощной подвал в самом центре города. Срок благодеяния – пока кризис не кончится и подвал не потребуется самому хозяину. Вместе с арт-директором №2 Анатолием Гайдуком и при поддержке, в первую очередь, творцов с архитектурным образованием Анастасия второй год держит максимально открытой арт-галерею «XI комнат». Только что в ней прошла одиннадцатая по счету выставка графики «Про настоящих людей, вещи и события» (названия экспозиций современного искусства по определению не могут быть простыми и понятными первому встречному). Куратор и один из авторов Анастасия Альбокринова по традиции угощала гостей кофе и яблочным соком собственного приготовления и комментировала серию своих произведений «Не теперь», навеянную одноименным стихом Хармса, который, кстати, полностью вписан в Настину работу.

Нина Алпатова, редактор отдела культуры и общества журнала «Эксперт Волга».

«Эксперт Волга» №40-41 (155)/26 октября 2009

Подробнее: «Эксперт Волга»

«Эксперт Волга»

***