Чернобыль — вечная стройка
(Les Echos) Единственное, в чем сходятся все кандидаты на пост президента Украины, — это нежелание поднимать вопрос о Чернобыле: они опасаются разбередить старые раны у населения, стремящегося поскорее забыть о катастрофе. Но саркофаг будет достроен нескоро.
На фоне экономического кризиса в Киеве стартует ожесточенная предвыборная кампания. Единственное, в чем сходятся все кандидаты, — это нежелание поднимать вопрос о Чернобыле: они опасаются разбередить старые раны у населения, стремящегося поскорее забыть о катастрофе, пишет Les Echos. Но АЭС все еще стоит в 100 км от Киева: здесь не производится электричество, но работают тысячи людей. Это обуза как для украинского государства, которое ежегодно тратит 34 млн евро на одно только обслуживание станции, так и для международного сообщества, уже выделившего 800 млн евро на консервацию четвертого реактора.
По словам главы администрации зоны отчуждения Андрея Сельского, сейчас на станции работают 3,5 тыс. сотрудников, занимающихся консервацией радиоактивных отходов и следящих за безопасностью четвертого реактора. На данный момент два центра временного хранения отходов и отработанного топлива «почти готовы», а третий существует только в проекте.
Что касается самого реактора, трудно оценить объем произведенных работ. В настоящий момент леса поддерживают крышу, в спешке построенную «ликвидаторами», но конструкция кажется довольно ненадежной. По словам заместителя директора по безопасности реактора Александра Новикова, в крыше есть трещины, сквозь которые проникает радиация: «За час работы на крыше можно получить дозу 14 микрозивертов — это годовой максимум, разрешенный для наших сотрудников, поэтому нам надо в пять раз больше рабочих, чем в нормальных условиях», — цитирует его слова издание.
Это тревожный знак, пишет далее автор статьи, сообщая, что по плану строительство новой «оболочки» реактора должно завершиться к 2012 году. Технический директор проекта Владимир Каштанов уверяет, что работы начаты. Однако при подготовке почвы ежедневно обнаруживаются радиоактивные отходы, мешающие дальнейшим работам, признает он. По его оценкам, строительство займет как минимум пять лет. Не верит в своевременное окончание работ и Андрей Сельский.
Руководство Novarka от комментариев отказывается. Сейчас все исследования начаты с нуля, в декабре должен быть представлен новый инженерный проект, который может обернуться значительным увеличением сметы. Как отмечает журналистка, украинские власти упоминали, что стоимость работ может составить 1,6 млрд евро. Каждый месяц задержки приводит к росту издержек на 4 млн евро. В настоящий момент из 798 млн евро, обещанных спонсорами, уже потрачено 482, в основном на проектные работы. Имеющихся средств должно хватить до 2011 года, потом все будет зависеть от щедрости спонсоров. Но как долго они согласятся оплачивать советские ядерные счета?
Когда саркофаг будет построен, нужно будет еще очистить и разобрать четвертый реактор. Для этого потребуется подземное хранилище, строительство которого запланировано на период не ранее 2030 года, сообщил изданию Андрей Сельский. Более того, в законе от 29 января 2009 года датой завершения работ называется 2065 год! Но и после этой даты допускать людей в чернобыльскую зону не следует, убежден Сельский, так как земли здесь заражены цезием-137, который остается опасным 300 лет, а также трансурановыми элементами, сохраняющими радиоактивность тысячи лет.
В это самое время в 375 км от Чернобыля, на Курской АЭС, заявляют о безопасности и соответствии международным стандартам реакторов типа РБМК, аналогичных чернобыльскому. Решение о продлении срока их службы еще на 15 лет — настоящее потрясение в постчернобыльской атомной энергетике, считает Анна Бауэр, поясняя: Россия не закрывает 10 старых реакторов РБМК, хотя и не строит новых, отказываясь от этой технологии.
Источник: Les Echos
23 октября 2009 г. | 14:29
Анна Бауэр | Les Echos
***