Крупнейшая в мире коллекция русских гармоней собрана в небольшом музее в центре Москвы. Все старинные инструменты сделаны руками народных умельцев и до сих пор находятся в рабочем состоянии.

Здесь и впрямь время остановилось. Вот трактир, каким он был в 19 веке: пузатый самовар, жестянка с чаем и непременный граммофон с пластинкой знаменитого Петра Невского — сапожника, за которого в лучших Петербургских салонах поднимали игристое. Когда он играл на гармони, дворяне не могли произнести бывшую тогда в ходу фразу: гармонь — инструмент пьяных ямщиков и влюбленных дворников. «Это был удивительный путь, когда мужик лапотный, не знавший нотной грамоты, мог приобщиться к мировой культуре. Да и нотной системы долго не было, была очень примитивная цифровая запись: каким пальцем на какую клавишу нажать», — рассказывает заведующая Музеем русской гармоники им. Альфреда Мирека Наталья Вороненко.

Музыкальная шкатулка, оказывается, тоже принадлежит к гармоникам. Всего их более двухсот видов, и все они собраны в этом музее. Он не только самый крупный в мире, главное, все экспонаты — в рабочем состоянии. Это не серийные образцы — в позапрошлом веке их по своим чертежам изготавливали народные умельцы. Создатель музея Альфред Мирек собирал уникальную коллекцию полвека, рассказывает экскурсовод Татьяна Карасева: «Более 50 лет он ездил по городам, селам. Если находил гармонику где-то на сеновале, на чердаке, он ее покупал».

Имея тальянку, гармонист был первый парень на деревне. Стоимость инструмента до революции составляла 8 рублей, столько же стоила, к примеру, корова.

Бамбуковый шэн — прообраз гармоники. Она выглядела и как миниатюрное пианино, к ней приделывали даже граммофонную трубу. Весь путь развития показан в музее. Что радует создателей — все эти инструменты не покрыты пылью, на них есть спрос: играют и народную музыку, и классическую, и даже джаз.

Михаил Попов

Вести.Ru

*