Российское телевидение очень часто обвиняют в деградации. Засилье развлекательных передач самого низкого качества превращает голубой экран то в «желтую газету», то в перманентный «Аншлаг». Научно-популярные проекты практически не задерживаются на телеканалах, а между тем, именно в кризис сложилась та ситуация, при которой зритель сможет повлиять на однотипность нашего ТВ. Воспользуется ли он этим шансом, — большой вопрос.

«Кризис очень положительно сказался на телевидении, — заявляет Александр Цекало,

— Шелуха отсеивается, люди концентрируют свои мозги, начинают учиться экономить. Творческие люди стали более собранными. Бездельники все равно остаются бездельниками независимо от того, есть ли кризис или нет. А творческие люди… у них прицел становится точнее».

Телевизионные боссы формируют сетку вещания, исходя из докладов специальных компаний, отслеживающих рейтинги. На раскрутку нового формата в среднем отводится три месяца. Если шоу не оправдало ожиданий и финансовых вливаний, его закрывают. Короче, сетку вещания формируем мы сами, и она, к большому сожалению, состоит исключительно из «развлекаловки». С научно-популярными проектами зритель, как правило, не церемонится: смешную передачу смотреть куда интереснее, даже если она бессмысленная. Да и сложившийся стереотип «наука — это занудно» дает о себе знать.

Впрочем, кое-что начинает меняться. Несмотря на то, что все вокруг ругают финансовый кризис, именно он может изменить облик российского телевидения: сделать его не только развлекательным, но и познавательным. То есть, по меньшей мере, неглупым.

Создание шоу в формате «инфотеймент» (развлекательная информация) стало новым трендом сезона. На отечественном ТВ появилось сразу несколько передач в этом русле: «Коллекция глупостей» с Максимом Кононенко на НТВ, «Хочу верить» с Борисом Корчевниковым на СТС, обновленный «Специальный корреспондент» на России. Научно-популярный фильм Павла Лобкова «Гены против нас» взял долю 22, став одним из самых успешных проектов осени. А значит, зритель проявляет к инфотейменту живой интерес. В рамках нового тренда СТС запускает свои новости со вкусом развлечения – «Инфомания«. Премьера программы состоится 29 октября в 00 30.

Продюсеры тоже не дремлют. Научно-популярные фильмы и шоу порой поражают бюджетом, но большинство из них являются не такими уж и дорогими. А по части зрительского интереса ничуть не уступают крупномасштабным развлекательным проектам.

Впрочем, сбить прицел российским креативщикам могут сами же зрители. Телебоссам все равно о чем проект: они равняются на цифры и рейтинги. При низкой доле аудитории большинство научно-развлекательных форматов может быть закрыто. А значит, российское телевидение, которое сами зрители давно уже обвиняют в деградации, снова превратится в набор лубочных картинок и вечных «гыгы» госпожи Дубовицкой. Голосовать «пультом» российский зритель пока еще учится.

*