В отличие от Смоктуновского или, к примеру, Плятта — актеров для интеллигентного или, скажем шире, образованного зрителя, Крамарова знали все. В детском саду строили рожи, повторяя его экранные гримасы. Пенсионеры, забивающие «козла» под кустом сирени, употребляли выражения, запущенные им в атмосферу с экрана. К перелому своей жизни в конце семидесятых он снялся в сорока двух лентах. Он был в зените советской славы и готовился ко всемирной…

Кадр из художественного фильма «Тайна железной двери». Савелий Крамаров

Выигрышная для комика внешность, мощный темперамент, врождённое актёрское обаяние и, конечно, мастерство позволяли Крамарову создавать многочисленных отрицательных персонажей, но не страшных или отвратительных, а смешных в своей нелепости и глупости. Его герои были обезоруживающе обаятельны и при всех своих недостатках. Крамаров был ярким представителем советской сатиры. Любой, даже вполне нейтральный с точки зрения юмора, текст Крамаров умел произнести и обыграть так, что это вызывало хохот и аплодисменты. Он воплощал своих персонажей импровизируя, без особенных усилий режиссёра и всякий раз попадал в самую точку. И все это он делал, не имея за плечами высшего актёрского образования.

Персонажи Крамарова не могли быть главными героями, а служили лишь антуражем, оттеняя достоинства передовиков и отличников производства. Увы, самой большой киноролью артиста можно считать роль вора-рецидивиста Феди Ермакова в фильме «Джентельмены удачи» (1971). Савелий Крамаров великолепно вписался в ансамбль признанных мастеров комедии — Евгения Леонова, Георгия Вицина и Анатолия Папанова. Фльм получился настолько ярким, что никому не пришло в голову запретить его показы после отъезда Крамарова за границу. До сих пор картина любима несколькими поколениями российских зрителей.

Подробнее: Телеканал Культура

Телеканал Культура

***