Портрет российского чиновника, или за что мы так не любим власть
Какими эпитетами мы награждаем чиновничество? «Ответственный», «надежный»? «Еще чего!», — воскликнете вы, — нашим «чинушам» больше к лицу определения «безответственный» и «некомпетентный»! И часто имеете на это полное право.
Возможно, ключевая причина прискорбного качества нашего чиновничьего аппарата кроется в извилистых путях кадрового рекрутинга в органы исполнительной власти, рождающих определенный психотип чиновника.
Россияне относительно доверяют президенту и премьеру, но не доверяют чиновникам и власти в целом
Исстари на Руси было принять ругать и критиковать власть. «Добрый царь, да плохие бояре», — шептался народ. «А почему бояре плохие?» — задавал вопрос, какой-нибудь наивный иностранец. «Да потому что воруют и царю правды не говорят» — отвечали ему. Эта тенденция оказалась удивительно живуча в нашем обществе и практически без изменений перенеслась в современные демократические реалии. Естественно, каждый «царь» приходит на трон, дабы стать национальным героем, а все непопулярные решения всегда можно провести незаметно, уровнем ниже, чтобы они никак не ассоциировались с ним правителем.
Необычайно интересно читать пословицы про царя, собранные Далем: «Царские милости в боярское решето сеются», «Не от царей угнетение, а от любимцев царских», «Не царь гнетет народ, а временщик», «Не князь грешит, а думцы наводят».
По данным апрельского опроса ВЦИОМа, за прошедшие 10 лет кардинально переменилось мнение россиян о том, кто честнее – местные или федеральные власти. В 1999 году большее доверие вызывали первые, а в 2009-м люди больше доверяют последним. Если 10 лет назад в честность местных властей верили 33% против 14 за федеральные, то сейчас все наоборот. 34% – за федеральную власть и только 12 – за местную. С оценкой эффективности случилась та же история: в 1999 году 26% против 16 в пользу местных руководителей, а в 2009-м – 39% против 7 за правителей из далекой Москвы. Однако самая главная цифра совсем другая: примерно 40% граждан страны, как 10 лет назад, так и сейчас, не доверяют никому.
40% не доверяющих никому россиян — это серьезный приговор результатам правления Д.Медведева и В.Путина. По сентябрьским данным ФОМ (Фонда общественное мнение) ДАМ и ВВП доверяют 62% и 72% соответственно, что тоже не является запредельной цифрой доверия населения.
Судам и милиции не доверяет более 71% россиян
Чемпионом по недоверию оказались суды и правоохранительные органы.
Результаты многочисленных опросов, проводимых в разные годы, устойчиво показывают, что большинство граждан России по-прежнему относится к правоохранительным органам с недоверием и полагает, что не сможет отстоять законным путем свои права, если они будут нарушены правоохранителями. В частности, о недоверии к правоохранительным органам и российским судам заявили 71,9% участников опросов. 60,6% считают, что не смогут получить эффективную защиту со стороны органов прокуратуры и судов, если пострадают от произвола милиции. 61,3 % сообщили, что не верят в возможность восстановить свои права, нарушенные российскими судами. Только 14,7% из числа опрошенных россиян отметили, что проблема произвола правоохранителей в современной России является не слишком серьезной, и лишь 2% заявили, что такой проблемы в настоящее время не существует вообще.
Чиновники нижнего уровня. Отбросы бизнеса.
Прежде всего, отношения к власти для рядовых граждан основаны на двух параметрах: это личный опыт общения с чиновниками низшего уровня и наблюдение за деятельностью чиновников высшего уровня через призму СМИ, в.т.ч. и телевидения. Что касается чиновников на местах, то один мой высокопоставленный коллега из мэрии Москвы презрительно назвал их «отбросами бизнеса». Действительно, нижний уровень госслужащих по уровню образования и интеллекта весьма примитивен. По сути, насос «частного предпринимательства» вымел из госструктур всех по-настоящему талантливых и деловых людей, оставив только тех, которым «некуда деваться». В свою очередь, оставшиеся постарались заполнить бреши вокруг себя подобными же ничтожествами, подавляя и изгоняя из своей среды честных и талантливых. Не удивительно, что наши граждане на уровне взаимодействия в повседневной жизни с этими представителями в 99% случаев получают отказ на свои законные требования. Дело в том, что одно из ключевых правил «нижнего чиновничья» гласит, что отказывая в 99% случаев, ты избегаешь рисков и ошибок, а значит почти стопроцентно прав с точки зрения выполнения своих функций и ничем не рискуешь. Т.е здесь, как в примитивной физиологии, функция порождает орган.
Чиновники низшего уровня вырастали из среды начальников отделов и управлений, оставаясь, по сути, и в 50 лет теми же «младшими инженерами», которыми они были всю жизнь. По принципу крысиного короля, эти люди — хитрейшие из хитрейших, что, собственно говоря, и делает борьбу с ними на местах такой сложной и запутанной. Собственно говоря, это одна из причин, почему с чиновничьим беспределом никто и не борется, предпочитая ежегодно принимать «на бумаге» все более и более грозные декларации и постановления.
Во времена правления Бориса Ельцина для меня как анекдот прозвучало, что из 46 человек ельцинского ГПУ (государственного правового управления), 35 не имело высшего образования. Сейчас ситуация на местах не сильно улучшилась, особенно в профессиональном плане.
Чиновники высшего уровня. Работа как шоу.
Что же касается чиновников «высшего уровня», то это, безусловно, талантливые люди, но талант их лежит не в сфере профессионального менеджмента, а в сфере публичных выступлений как перед гражданами, так перед собственным руководством. Здесь на первый план выступают не профессиональные навыки, а навыки манипулирования людьми, навыки преподносить «жизнь как шоу». Как правило, это экстраверты. Люди подобного склада легко осваивают также профессию тамады, общественного организатора, артиста.
Недаром в США актер Рейган стал в свое время президентом, а актер Шварценеггер был выбран губернатором Калифорнии. В России же губернатором Алтайского края стал актер и юморист Михаил Евдокимов (погиб 7 августа 2005 года в автомобильной катастрофе под Бийском). А Михаил Швыдкой и сейчас абсолютно спокойно продолжает совмещать должность специального представителя президента по культуре и шоумена на ТВ. На мой взгляд, это какая-то насмешка над властью, не так ли?
В результате, мы живем в такой стране, где страшнейшие аварии и катаклизмы начинают показывать как шоу. И это по-настоящему страшно. Вспомним последнюю катастрофу на СШГЭС. «А угадайте, сколько людей осталось в нижнем затопленном зале?», «А сколько лет и денег займет восстановление станции?» — примерно так звучали новости с государственных каналов. И лишь спустя почти 2 месяца мы узнали, что катастрофа на СШГЭС произошла из-за пожара на Братской ГЭС, о чем нам не сообщил ни один чиновник и ни один телеканал.
По сути, задача чиновников верхнего уровня заключается в утешении граждан и руководства страны. Безмятежная жизнь высших чиновников протекает от катаклизма до катаклизма. Чиновники верхнего уровня, зная о неизбежности следующей техногенной катастрофы или аварии и неизбежной отставки после этого события, весь свой часто недолгий срок на посту посвящают не наведению порядка (который они в силу непрофессионализма не в состоянии навести), а исключительно личному обогащению путем лоббирования интересов родственников и знакомых.
Имидж чиновников в глазах граждан
Имидж российского чиновничества в глазах соотечественников просто ужасен, особенно в сравнении с тем, как они представляют образ чиновника в Западной Европе. Если ведущие качества западноевропейского чиновника с точки зрения российской общественности – компетентность, деловитость, культура и образованность, ответственность и надежность, творческий потенциал и неподкупность (среди восьми доминирующих качеств нет ни одного отрицательного), то портрет его российского коллеги прямо противоположен: безразличие к людям, продажность, равнодушие к интересам страны, безответственность и некомпетентность.
Создается замкнутый круг: с одной стороны, власть, чиновники игнорируют интересы и права граждан, с другой – большинство граждан платят им той же монетой. Мало того, что они рисуют крайне негативный образ родной бюрократии, они еще стремятся обходить стороной легальные или легитимные способы решения своих насущных проблем. Если есть возможность не общаться с госчиновником, она используется на 100%. «И только когда такой возможности нет, наш человек обращается в государственный аппарат», — отмечает Михаил Горшков (директор центра комплексных социальных исследований РАН).
Разумеется, сами чиновники видит себя совершенно иначе. Они-то уверены, что в глазах общества главными их качествами являются профессионализм, знание своего дела, трудолюбие и работоспособность.
Расходятся мнения и по поводу причин неэффективной деятельности бюрократии. Рядовые граждане уверены, что основная причина заключаются в безнаказанности. Далее следует недобросовестность и низкий моральный уровень. Чиновники, в свою очередь, на первое место ставят несовершенство законов, на второе – большую загруженность работой, и на третье – низкий уровень собственной зарплаты.
При этом, — вот парадокс, — по всем аспектам удовлетворенности жизни чиновники в несколько раз опережают основную массу населения. Они удовлетворены уровнем жизни, возможностью одеваться, питаться, содержательно использовать свой досуг, выезжать на отдых.
Это, кстати, приводит к тому, что молодые люди считают, что идти в чиновники престижно, а так как зарплата там «невысока», то волей неволей «придется брать взятки», и мне кажется, что это один из самых драматических и печальных моментов этой статьи.
Неэффективность чиновников рождает недоверие общества. Недоверие общества рождает определенный образ чиновничества. Люди, рвущиеся на чиновничьи должности – это люди, которые обладают набором личностных качеств, соответствующих этому образу: «Я должен быть готов на все, чтобы удержаться на нагретом месте», «маленькая зарплата означает возможность – и даже необходимость – дополнительного дохода» (каким являются взятки), «я должен сделать все, чтобы избежать ответственности, если же это невозможно, я должен сделать все, чтобы откусить как можно больший кусок пирога, пока гром не грянул». Изменить существующий порядок вещей можно, только полностью сменив систему рекрутинга (набора) на ответственные должности. В Китае и по сей день существуют многоуровневые экзамены, которые должен сдавать человек, претендующий на чиновничью должность. Может быть, законодателям стоит задуматься об этом.
*