Сегодня исполняется 130 лет Самарскому техникуму железнодорожного транспорта имени Александра Арсеньевича Буянова.

Самарский техникум железнодорожного транспорта имени А.А. Буянова – старейшее учебное заведение Самары, Самарской области и всей сети железных дорог России.

   

История основания и развития железнодорожного техникума как зеркало отражает историю железнодорожной отрасли страны в целом и Куйбышевской магистрали.

   

Первый участок Моршано – Сызранской (будущей Куйбышевской) дороги был открыт 25 октября 1874 года. В этом же году Министерством Путей Сообщения России был утвержден проект строительства железной дороги от Сызрани до Оренбурга через Самару. В апреле 1875 года началось строительство дороги акционерным обществом Оренбургской железной дороги. Уже 12 августа 1875 года в Самаре раздался первый свисток паровоза. С 1 января 1877 года линия Самара – Оренбург была открыта для регулярного движения поездов.

олько что построенная дорога нуждалась в квалифицированных кадрах техников. Еще в 1875 году Оренбургский генерал – губернатор Крыжановский обратился в Департамент Общих Дел Министерства Путей Сообщения с ходатайством об открытии технического железнодорожного училища в Оренбурге. Однако Самара оказалась более удобной для открытия здесь железнодорожного училища, так как здесь находилось и Управление Оренбургской железной дороги, и крупные железнодорожные мастерские, где были сосредоточены и техники, которые могли работать преподавателями.

   

31 июня 1878 года Министр Путей Сообщения утверждает Устав Самарского технического железнодорожного училища при Оренбургской железной дороге. На привокзальной площади Самары появилось трехэтажное каменное здание с усадьбой. Занятия в этом здании начались 23 сентября (6 октября по новому стилю) 1879 года. О чем свидетельствует докладная записка председателя Правления Оренбургской железной дороги от 28 сентября 1879 года №1248 в Департамент Общих дел МПС: «Правление Общества имеет честь уведомить Департамент Общих дел, что во исполнение желания Министра Путей Сообщения Самарское техническое училище открыто 23 сентября…»   

      

Первый выпуск из технического училища состоялся в 1882 году в количестве 6 человек. В 1886 году училище перешло в непосредственное ведение Министерства Путей Сообщения. До 1918 года техническое железнодорожное училище окончило 712 человек, из них только 237 получили аттестаты, так как для получения аттестата выпускники должны были после окончания прослужить не менее двух лет на железной дороге, получить хорошую аттестацию и сдать экзамен в пределах своей специальности Учебному Совету училища. Выпускникам, показавшим хорошие знания, училище выдавало аттестат со званием железнодорожного машиниста, дорожного мастера, телеграфного техника, остальные получали свидетельство об окончании училища.

   

Среди окончивших училище в 1903 году был и Александр Арсеньевич Буянов, видный общественный деятель Самарского края, чьим именем названа улица города Самара и чье имя было присвоено техникуму в 1979 году, в год 100 – летнего юбилея техникума.

   

Менялись статус, названия, менялся и внешний облик здания. В начале XX века потребность в младших техниках на Самаро – Златоустовской дороге возросла, и существовавшее здание стало мало. Для увеличения учебных площадей в 1907 году к старому зданию с двух сторон был сделан пристрой. В 1935 году была произведена еще одна реконструкция здания техникума: оно было надстроено над 4-м этажом. В этом году планируется завершить капитальный ремонт старейшего здания техникума с сохранением исторического облика.

         

Сегодня Самарский техникум железнодорожного транспорта имени А.А. Буянова располагает пятью учебными корпусами, где готовят специалистов по семи специальностям: электроснабжение, техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (локомотивы), техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (вагоны), автоматика и телемеханика на транспорте, организация перевозок и управление на транспорте, строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство, экономика и бухгалтерский учет.

      

Учебные кабинеты и лаборатории оснащены современным оборудованием, измерительными электроприборами, средствами вычислительной техники. Установлены новые высокоточные электронно-цифровые измерительные и геодезические приборы, а также дефектоскопы, аналоги которых используются в настоящее время на железных дорогах страны. Техникум располагает учебным полигоном.

   

В настоящее время в техникуме обучается более 1600 студентов. Ежегодный выпуск студентов составляет порядка 500 человек (около 350 — по очной форме обучения и 150 — по заочной форме обучения). Большинство студентов по окончании техникума приходят работать на Куйбышевскую магистраль, сообщает служба по связям с общественностью КбшЖД. 

*