В начале октября на Винтайском полигоне в пос. Прибрежный фирма Аэроджет (США) планирует провести испытание двигателя НК-33. В случае его успешного исхода решение о начале производства НК-33 на территории США, по утверждению американских представителей, будет принято в короткие сроки.

Испытания верности. Аэроджет вновь намерен создать производство НК-33 в США

Пока Аэроджет и Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) взвешивают преимущества возобновления производства «лунного» двигателя в обеих странах, на предприятии-разработчике — ОАО «СНТК им. Кузнецова» (СНТК) — предрекают иностранному «дубликату» сомнительное будущее.

В начале октября СНТК и ОАО «Моторостроитель» посетит делегация американской фирмы «Аэроджет». Гости проведут длительное испытание двигателя НК-33 на повышенном режиме на полигоне Винтай. Вице-президент космических систем Аэроджет Джули Ван Клик заявила, что «результаты проверки могут укрепить уверенность нашу уверенность в двигателе», оговорившись впрочем, что данный визит не связан с обсуждениями о возобновлении производства НК-33 в США. «Тем не менее, если испытание будет очень успешным, то поспособствует привлечению будущих заказчиков и вынудит нас начать производство двигателя раньше запланированных сроков», — пояснила Ван Клик.

Напомним, что в конце августа Аэроджет распространил сообщение, что совместно с космической компанией Orbital Sciences взвешивает преимущества возобновления производства НК-33, созданного в 1960-х годах в рамках советской лунной программы, посредством ввода новой линии в США или в обеих странах сразу. Оказалось, еще в конце июня заместитель генерального директора ОДК Николай Якушин написал исполнительному директору Orbital Дэвиду Томпсону письмо, с заверением того, что Россия сможет выполнить заказ американцев на НК-33 из существующего задела, параллельно возобновив производство двигателя у себя. США намерены оснащать НК-33 ракетоноситель среднего класса «Таурус-2». Россия же разработала проектную конструкцию ракетоносителя «Союз 2-3» с применением «форсированного двигателя НК-33-1 с качанием» на центральной ступени ракеты (выпускаться «Союз 2-3» будет на ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» (ЦСКБ)) и потому заинтересована в производстве двигателя не меньше.

«Мы ведем дискуссию, пытаясь понять потребности каждой стороны, выяснить, что является срочной необходимостью, и решить, каким образом производство НК-33 может быть начато в том или ином месте», — говорит Ван Клик. В данный момент переговорщики, по информации «Хронографа», выбирают страну, где новая линия будет создана первой. Аэроджет, несмотря на высокую стоимость лицензии и «значительные инвестиции» в запуск проекта, предпочитает сразу возобновить производство в США при условии его сильного экономического обоснования. Минусом начала производства в России представители Аэроджет считают то, что «опять придется иметь дело с закупками двигателей из другой страны, которые обычно сопровождаются множеством непонятных этапов». Впрочем, по утверждению той же Ван Клик, двигатели, изготовленные в России, будут стоить меньше американских дубликатов. Соглашается она и с тем, что в России при наличии соответствующих санкций производство, вероятно, возобновится быстрее, чем в начинающем его «с нуля» США.

Сегодня у Аэроджет уже есть 37 двигателей НК-33 в США и право на дополнительные двигатели, законсервированные на складах предприятий, входящих в ОДК. «С позиции Orbital двигателей пока достаточно для того, что доставлять грузы на Международную Космическую станцию в течение 10-12 лет, — поясняет Ван Клик, — однако более оптимистичный взгляд на наши прогнозируемые потребности говорит о возобновлении срочного производства НК-33 на территории США в течение 3-5 лет».

Представитель ОДК Анастасия Денисова официально не подтвердила факт переговоров с Аэроджет. Она заявила, что налаживание производства НК-33 в Америке является историей. «ОДК действительно прорабатывала этот вопрос, но решение о производстве не было принято, поскольку проект оказался сильно дорогостоящим. Пока Аэроджет хватает того задела, что сохранился у нас», — сказала Денисова. Специалисты предприятия-разработчика НК-33 — СНТК — предрекают иностранной «копии», в случае запуска ее производства, сомнительное будущее. Более того, они считают, что нет гарантий и в успехе предстоящих испытаний на Винтае. Предшествующая установке двигателя на испытательный стенд диагностика показала, что хранившееся более 30 изделие могло исчерпать свои прочностные и физические свойства. «Заключение о полной проверке данного образца на годность отсутствует, — пояснил один из сотрудников предприятия, — времени подготовить двигатель к «показу» руководство СНТК нам просто не дало, так что шансы на удачный исход испытаний составляют не более 50%».

комментарии

Джули ВАН КЛИК,

вице-президент космических систем Аэроджет (США):

Все чертежи, вся документация по производству НК-33 переведена на английский язык и готова для работы. Мы надеемся, что у нас будет собственная база для поставки различных компонентов, которые мы сейчас закупаем (в России), есть у нас и понимание процесса, который позволит воспроизводить изделия у себя, мы не видим больших рисков, чтобы реализовать эту программу в требуемом объеме. Начало производства – нетривиальный процесс, но мы полностью готовы запустить его, если это имеет экономический смысл. Темп наших космических запусков должен увеличиться, и, согласно этому оптимистичному сценарию, в скором времени мы откроем линию изготовления НК-33.

Сергей АНИСИМОВ,

директор комплекса качества СНТК:

Американцы не знают существа этого двигателя, так как не участвовали в его создании и ведении всех расчетов. Если они начнут выпускать НК-33 у себя, то это будет совершенно иной образец. Пустое «копирование» ни к чему не приведет, в любом случае понадобится доводка изделия. Им придется заново осваивать весь производственный цикл НК-33 — одних чертежей здесь будет недостаточно. Вообще, налаживание производства отечественных двигателей в США является предательской тенденцией, так как экономическую конкуренцию еще никто не отменял. ОДК нужно активно лоббировать возобновление производства НК-33 внутри страны, а не гнаться за выгодными контрактами в США.

Жорж Коваленко

(Опубликовано в газете «Хронограф«)

Иллюстрация с сайта Новости космонавтики

*