79-й сезон Самарского академического театра оперы и балета открывается одним из главных шедевров русской музыки, одной из тех опер, которые составили славу русскому музыкальному искусству девятнадцатого века. Конечно же, это «Евгений Онегин» Чайковского – «опера номер один» русского оперного репертуара.

За все годы своего существования наш театр не раз обращался к «Евгению Онегину». Можно сказать, опера практически не сходила с афиш Куйбышевского/Самарского театра. Но совсем недавно, в мае 2007 года, состоялась премьера, так что мы увидим и услышим совсем еще «свежую», не «замаслившуюся», не обветшавшую театральную работу). Обновленный «Евгений Онегин» – настоящее событие в ряду других постановок. К великому творению А.С. Пушкина и П.И. Чайковского обратился молодой московский режиссер Владислав Капп. Задачей его было не просто еще одно воплощение известного – В. Капп стремился увидеть и услышать оперный сюжет через сюжет романа, через пушкинское поэтическое слово. Многие сцены оперы, соотношение персонажей, декорации претерпели некоторые превращения – хотя, по словам режиссера, его прочтение оперы вполне традиционно, без всяких шокирующих крайностей, на которые так щедра современная режиссура.

При создании и первых постановках своей оперы Петр Ильич рассчитывал на артистическую молодежь. Так и случилось – в премьерах 1878-1879 гг. участвовали студенты Московской консерватории. Но время шло, Татьяна, Ленский, Онегин русских оперных театров старели, толстели и долго не сходили со сцен… Солисты нашего театра, занятые в «Евгении Онегине» — особое явление, требующее отдельного разговора. И не потому только, что они эмоциональны, музыкальны, пластичны, обладают прекрасными вокальными и сценическими данными. Наши певцы – практически ровесники действующих лиц.

Но и лидеры самарской сцены – в самом расцвете своей артистической карьеры. Самарский Ленский – ведущий солист оперы, заслуженный артист РФ Михаил Губский, Онегин – заслуженный артист РФ Василий Святкин. А наряду с ними в опере заняты недавние студенты, молодые певцы Анатолий Невдах, Георгий Шагалов, Георгий Цветков. Женские роли – цветник разнообразных возможностей. Страстная, эмоциональная Татьяна Гайворонская и лиричная Лариса Городилина – два разных воплощения главной героини оперы. Ольга – живая, кокетливая Наталья Ефанова.

Хор (главный хормейстер театра заслуженный деятель искусств РФ Валерия Навротская) звучит свежо и нежно. Зритель с удовольствием убеждается: оперные «крестьяне», выходящие на полевые работы — не пожилые малоподвижные матроны (как это, увы, зачастую с оперными хорами случается) – нет, это молодушки в самом лирическом возрасте.

Главный дирижер Самарского академического театра оперы и балета заслуженный деятель искусств РФ Владимир Коваленко вдумчиво проанализировал партитуру, стремясь вскрыть в ней неочевидное, погрузиться в таинственный мир шедевра.

Спектакль состоится 2 октября в Театрально-концертном зале имени Ф.Э.Дзержинского.

*