Розничная торговля в Московском метрополитене, объем которой исчисляется сотнями миллионов долларов, уже с 1 июня может полностью исчезнуть. Соответствующие рекомендации даны Межведомственной антитеррористической комиссией, и до 25 мая департаменты потребительского рынка и транспорта и связи правительства Москвы должны подготовить постановление, запрещающее размещение объектов мелкорозничной торговли и фаст-фуда на станциях, в переходах и в пределах 25-метровой зоны от входа в метро. Мэр Москвы пообещал заступиться лишь за продавцов газет и журналов.

Межведомственная антитеррористическая комиссия была создана в начале апреля по инициативе МВД, которое посчитало, что объекты торговли необходимо вывести из метро в связи с угрозой закладки там взрывных устройств. В распоряжении Ъ оказался документ, составленный по итогам работы этой комиссии. В нем, в частности, отмечается, что в ходе проверки было найдено множество нарушений правил торговли, установлено, что «контроль за их соблюдением носит эпизодический характер и неэффективен». Комиссия подчеркнула, что опасения МВД имеют под собой веские основания.

В результате в конце апреля комиссия приняла решение, предписывающее Московскому метрополитену «до 1 июня 2004 года запретить торговлю в метрополитене, размещение игровых автоматов и объектов общественного питания». Реализацию печатной продукции метрополитен совместно с комитетом по телекоммуникациям и СМИ должен, согласно решению комиссии, организовать только через торговые автоматы. 30 апреля решение антитеррористической комиссии утвердил вице-мэр Москвы Валерий Шанцев. В срок до 25 мая департамент потребительского рынка и услуг и департамент транспорта и связи должны на основе этого документа подготовить текст постановления правительства, которое придаст запрету на торговлю в метро законную силу.

Таким образом, уже 1 июня в метро может исчезнуть практически вся розничная торговля. Правда, часть киосков, видимо, останется – ГУП «Московский метрополитен» и департамент потребительского рынка на серии межведомственных консультаций, последняя из которых состоялась вчера, внесли в бескомпромиссное заключение антитеррористической комиссии небольшие изменения (см. справку). Большинство торговцев между тем о готовящихся изменениях не осведомлены. Так, например, в компании «ФК «Итек»» (владеет 30 аптечными киосками в метро) Ъ заявили, что ничего о решении комиссии, да и о ее существовании не знают. При этом большинство тех же аптечных киосков имеет лицензию на торговлю до конца года.

Оценить потери метрополитена эксперты не берутся. Весьма приблизительно можно оценить и общий объем рынка розничной торговли в метро и на прилегающей территории. По оценке аналитиков, в метро, переходах и на площадках перед входом в метро сегодня размещается не менее 5 тыс. различных торговых точек, объем продаж каждой из которых в среднем составляет около $200 в день. То есть годовой объем продаж в зоне метрополитена составляет около $350-400 млн.

Значительную часть этого объема составляют продажи печатных СМИ, для которых готовящийся запрет на торговлю окажется наиболее болезненным. По оценке самих распространителей периодики, в метро и в пределах десяти метров от входа на станции расположено около 1,5 тыс. киосков и лотков, торгующих газетами и журналами, общим объем продаж которых составляет чуть менее $110 млн в год. При этом в метро уникальный трафик, и если эти 1,5 тыс. точек (из почти 6 тыс. в Москве) исчезнут, то, по оценкам московского комитета по СМИ, самые тиражные издания – «Московский комсомолец», «Комсомольская правда», «7 дней», «Жизнь» и другие – за один день потеряют до 50% тиража. Планы же заменить живых продавцов автоматами по продаже прессы, по мнению участников рынка, не выдерживают никакой критики. «Обычный лоток продает в день 4,5 тыс. экземпляров печатной продукции, при этом в ассортименте у него – как минимум 200 наименований,– говорит исполнительный директор компании «Метропресс» Николай Петухов.– Представить торговый автомат с подобной продуктивностью невозможно даже теоретически».

Впрочем, есть шанс, что как раз торговля периодикой в метро уцелеет. Как сообщил вчера Ъ пресс-секретарь московского мэра Сергей Цой, Юрий Лужков дал готовящим проект постановления департаментам распоряжение «максимально внимательно разобраться в ситуации и ни в коем случае не поставить СМИ в невыгодное экономическое положение». «Потеря газет была бы равнозначна потере театров и музеев»,– отметил господин Цой.

КОНСТАНТИН Ъ-ВОРОНЦОВ, ЕКАТЕРИНА Ъ-ЛЮБАВИНА

Коммерсантъ №85(2924) от 14.05.04

КоммерсантЪ

*